Tornado от Italeri в 1/48

3,2K просмотры

Тип: Tornado
Масштаб: 1:48
Производитель: Italeri
Номер по каталогу: 834
Обзор модели
Сергей Галицкий

История

Несмотря на то, что формально Tornado относится к самолетам четвертого поколения, и его боевой потенциал использовался и в 80-е и 90-е годы, по своим основным характеристикам его можно отнести скорее к самолетам третьего поколения – МиГ-23, AJ-37 Viggen и Mirage F.1. В настоящее время существуют три основные модификации: истребителя-бомбардировщика, перехватчика(ADV) и самолета противодействия ПВО противника(ECR). Самолеты Tornado активно применялись почти во всех “миротворческих” бомбардировках авиации НАТО – в 1991 году в Персидском заливе, позднее в Боснии и еще позднее в Косово и Сербии.

Tornado и по сей день несут службу в Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии. Они будут находиться в строю до тех пор, пока не будут полностью заменены многофункциональными “Еврофайтерами”.

Инструкция

Обычная италовская раскладка с 12 понятными шагами постройки модели. Имеется схема рамок и где надо отмечены ссылки на номера краски Model Master при постройке комплекта. Не понравилась схема окраски и маркировки, изображение слишком мелкое и о расположении некоторых рисунков, знаков и надписей можно догадываться. Кроме того, требуется какое-то время, чтобы разобраться где, что и как. Поэтому при работе с краской и декалями надо будет искать фото этих машин.

Декаль

На четыре самолета – два британских, одного итальянца и немца.

Примечательно, что в этом комплекте, из этих четырех вариантов – три участвовали в “Буре в пустыне” в 1991 году (оба британца и итальянец). Их окраска – песочная. Кроме того, британские самолеты имеют характерную “живопись” на бортах: знаменитый “Gulf Killer” с красочной акульей пастью и менее красочный самолет с красоткой на борту. Итальянец, хоть и песчаной окраски –очень скромен и незаметен – только опознавательные знаки и несколько технических надписей. Германский “Торнадо” имеет стандартную серо-зеленую окраску и маркировку.

Модель

Обычная практика этой фирмы – рамки не упакованы в пакет. Остекление, впрочем, было не поцарапано. Довольно старый комплект – 1994 года, но в нем чувствуется стремление разработчика модели сделать максимально возможное. На пяти рамках (дополнительно вложены еще топливные баки) я насчитал 153 детали, в том числе 9 прозрачных. Пластик – стандартный светло-серый, чуть шероховатый на ощупь, что характерно для Италери. По своему опыту могу сказать, что этот пластик хорошо поддается обработке и приятен в работе. Расшивка внутренняя, несколько глубоковата, утяжин я не заметил. Заклепок нет. Полагаю, чтобы краска лучше легла, поверхность пластика нужно будет прошлифовать нулевкой. В этой модели можно даже заметить и кое-какой рельеф в кабине и на приборных панелях (чего нет даже в более поздних моделях).

Катапультные кресла собираются из трех деталей каждое. Мне они не очень понравились.

Кокпит от Неомеги

Кабинная чашка из одной детали, боковые панели имеют рельеф, на мой взгляд, грубоватый, хотя примерное расположение многих кнопок и тумблеров похоже на реальное. Но кнопочки грубоваты, потому что одна может занять всю ладонь пилота. Большинству моделистов этого покажется недостаточным. Неомега выпустила кокпит для этого комплекта, так что замена кабины с креслами исправит многие проблемы.

Фюзеляж разрезан на 4 части – верхняя и нижняя и две боковые носовые. Обычно такие сечения не очень хорошо стыкуются, но это можно проверить только при постройке. Все ниши отдельно вклеиваются в фюзеляж – на них есть имитация трубопроводов, но они изобилуют круглыми технологическими разъемами, так что их удаление проблематично и займет много времени.

В фюзеляже не предусмотрены каналы воздухозаборников. Впрочем, в воздухозаборнике регулируемая заслонка практически скроет внутреннюю бедноту. На правый борт возле кабины монтируется топливозаправочная штанга – ее можно сделать в выпущенном положении и сложенном. Крылья изменяемой стреловидности на “Торнадо” даны без имитации механизации –как всегда крыло выведено в ноль. Если захочется построить более зрелищную модель и создать себе проблем – купите набор от Paragon – «Tornado flaps and slats», или займитесь их постройкой самостоятельно.

Можно сделать открытыми тормозные щитки, но внутренний интерьер их ниш не соответствует реальности – поэтому их надо исправлять по доступным монографиям типа Walk Around или Lock On.

Сопла двигателей очень похожи на настоящие, но они не такие глубокие как на настоящем самолете. “Торнадо” имеет высокий и внушительный киль, который имеет вроде всю необходимую деталировку. Стабилизаторы на модели соединяются между собой для того, чтобы синхронно двигаться. До сборки фюзеляжа не забудьте в носовую часть положить груз.

Стойки шасси очень бедны и упрощены – это основной недостаток фирмы в целом. На тех фото, что я видел, стойки шасси выглядели более навороченными, с гораздо большей деталировкой, со шлангами гидравлики. То есть – доделай сам.

Вооружение в комплекте представлено четырьмя английскими свободнопадающими бомбами, которые подвешиваются на длинные пилоны под фюзеляжем. Их тип определить я затруднился. Пилоны для них также надо дорабатывать – нет наплывов, скрывающих замки. Также в комплекте есть два малых ПТБ, два контейнера радиоэлектронного противодействия Sky Shadow и два контейнера BOZ 107, с пиропатронами, выбрасывающими фольгу и тепловые ловушки. Допускается несимметричная подвеска – один BOZ 107 и один Sky Shadow на дальние пилоны. На ближние пилоны, где подвешены ПТБ на внутреннем боковом пилоне можно установить и по одному направляющему с AIM-9 Sidewinder. Если все предложенное вооружение не устраивает, то можно применить и лазерные бомбы из набора Хасегавы или позаимствованные у другого комплекта. В ходе операции “Буря в пустыне” самолеты могли нести и американские бомбы с лазерным наведением GBU-10,12,16. Примечательно, что только два самолета “Tornado” во время войны в Ираке несли два тепловизионных контейнера TIALD, которого в комплекте нет. Во всех боевых операциях самолеты применяли лазерные бомбы только при подсветки целей спецназом на земле или при содействии американских F-15E, F-111 и английских Bucaneer.

Копийность

Судя по тем нескольким рецензиям, что я читал и видел, готовые модели выглядят очень похожими на оригинал, и на геометрию не очень ругались. Но, буквально все моделисты отмечали скудность деталировки кабины, проблемы при стыковке швов, работу со шпатлевкой и шкуркой и довольно трудоемкую работу по исправлению мелких неточностей. Несмотря на это, замечено, что модель лучше, чем аналогичная от Airfix.

Резюме

Конечно, до последних моделей Хасегавы, Ревелла или Тамии она не дотягивает, но если вы имели дело с моделями Италери последнего десятилетия, то без труда представите, что собой представляет этот комплект. Как показывает практика, иногда невыигрышный, на первый взгляд Итал легче собирается, чем прекрасно выглядящая в коробке Академия. В любом случае – особой альтернативы этой модели нет, кроме вышеупомянутого Эйрфикса.

Related Articles

Оставить комментарий