Главная АвиацияСтатьи1/72 Сухой Т-4 “100” от AModel в 1/72

Сухой Т-4 “100” от AModel в 1/72

Phil Brandt
2,1K просмотры

Тип: Т-4 “100”
Масштаб: 1/72
Производитель: AModel, Украина

История

Хотя премьер Никита Хрущев был твердо убежден в необходимости развития ракетных сил за счет советской авиационной промышленности, даже он был вынужден признать превосходство американской авиационной технологии шестидесятых годов. Речь, в частности, шла о необходимости создания межконтинентальной ударно-разведывательной платформы, способной действовать на скоростях 3М. Несмотря на то, что технологическая гонка с американской авиационной промышленностью была напряженной сама по себе, не менее напряженной была конкурентная борьба между бюро Туполева и Сухого за право создания такой передовой во всех отношениях системы. В конце концов, Павел Сухой, бывший блестящий ученик Туполева, получил добро на начало работ по созданию машины, ставшей впоследствии известной как Т-4 “Сотка”, или Проект 100 (сто тонн полного веса). Несмотря на общее внешнее сходство проекта Сухого с North American XB-70, в частности форма крыла, аистоподобная передняя часть фюзеляжа с вынесенным вперед горизонтальным оперением, пакетом заднерасположенних двигателей, оба проекта были разработаны независимо. Т-4 составляет примерно 2/3 размера Валькирии. Существенным отличием между американским и советским проектами, является изменяемая геометрия передней части фюзеляжа, обеспечивающая трехмаховые скорости и, в то же время, нормальный обзор при посадке. В XB-70 использовалось наклоненное остекление кабины, в то время как советские конструкторы применили оригинальную отклоняемую переднюю часть фюзеляжа длиной около семи метров! “Скоростная” конфигурация носовой части выглядела стремительной и походила на ракету. Но впечатление об эстетичности исчезало при переводе носовой части в посадочную конфигурацию, когда она опускалась примерно на 10 градусов и взору открывалось трехсекционное вертикально расположенное лобовое стекло. Ни дать не взять портовый буксир, а не самолет. Уродец, да и только! Несмотря на запланированные шесть прототипов Т-4 и 250 серийных машин, закончены были лишь первый и второй прототипы. Первый прототип с бортовым номером 101 был единственным летающим экземпляром и в 1972 году поднялся в свой первый полет. Вся малопримечательная программа испытаний составила 10 полетов продолжительностью 10 часов.

Хотя Сотка, сделанная в основном из титана, была явным событием в советской авиации: ЕДСУ (fly-by-wire) (первая в мире!), азотное заполнение топливных баков, автоматическое управление двигателями на посадочных режимах, ее цена оказалась неожиданной для советских планировщиков и привела их в состояние шока. Вполне понятно, что судьба ее была предрешена. Хотя Андрей Туполев проиграл первый “бой” за право создания и строительства ударно-разведывательной платформы, он выиграл “войну”, умело посеяв сомнения в экономической целесообразности в умах советских планировщиков, и сумел убедить их в том, что модернизация существующих Ту-22 Blinder будет гораздо более быстрым и эффективным мероприятием, чем начинать новый проект с нуля. Но Туполев “забыл” сказать, что “модифицированный” Ту-22ой будет совершенно новой машиной, Ту-22М “Backfire”. К счастью, “Бортовой 101”, единственная сохранившаяся Сотка, находится в музее ВВС в Монино.

Модель

С точки зрения сборки, эта модель, выпущенная ограниченным тиражом (всего 200 экземпляров!), является одной из наиболее необычных, которые я когда-либо строил. В связи с гигантскими размерами, равными размерам двух больших истребителей в 48-ом масштабе, украинская фирма А-Модел пошла на создание центральной части фюзеляжа и крыла в виде монолитной эпоксидно-стекловолоконной конструкции, сделанной вручную с уже нанесенными линиями расшивки. Главная часть вертикального оперения также сделана из этого материала. Передняя часть фюзеляжа, ПГО, передние кромки крыла и вертикального оперения, рулевые поверхности и хвостовой конус сделаны из пластмассы литьем под давлением, также как и вся мелочевка (шасси, регулируемые воздухозаборники). Расшивка центральной части фюзеляжа и крыла несколько “тяжеловата”, отличается неоднородностью вокруг некоторых панелей, но в общем и целом удовлетворительная, особенно когда модель окрашена под металл различных оттенков, а этот самолет имеет массу различных титановых панелей! Некоторые части эпоксидно-стекловолоконного корпуса должны быть отрезаны тонкой пилкой (из бритвенного лезвия) перед началом сборки.

Цианоакриловый клей – наш друг!

Соединение длинных поверхностей из эпоксидки с пластиковыми деталями требует большого количества цианоакрилового клея и техники скоростной склейки – непростая задача! Я покрыл одну поверхность ускорителем цианоакрилата, а другую – самим цианоакриловим клеем. Позднее проявились многочисленные случаи отсоединения деталей по месту склейки, особенно в местах соединения крыла с передними кромками и рулевыми поверхностями. Скорее всего, это связано с разнородными материалами.

Подгонка, подгонка и еще раз подгонка

Я и не ожидал Тамиягавского качества, когда детали просто сливаются друг с другом. Должен с сожалением констатировать, что сбылись мои худшие ожидания. Как и в случае с другими “limited run” моделями (литье под низким давлением) стыковка деталей получается не на высоком уровне, вплоть до очень плохого в некоторых случаях, например: пластиковые части фюзеляжа к эпоксидно-стекловолоконной центральной части; остекление кабины; элевоны к крылу; основные стойки шасси к фюзеляжу. По счастью, у меня в гараже был достаточный запас акриловой шпаклевки от фирмы 3М! Особенно раздражали 12 обтекателей шарниров навески элевонов, отлитых вместе с верхними и нижними деталями крыла. Такая конструкция не давала возможности приклеить элевоны заподлицо с поверхностями. Все 12 обтекателей пришлось срезать и, после установки элевонов, аккуратно приклеить цианоакрилатом к главной секции крыла.

Кабина

Элементы кабины довольно-таки примитивные и недоразмеренные, поэтому мне пришлось порыться в коробке с запчастями. Я обнаружил, что доска приборов и боковые консоли от Монограммовского SR-71 в 72-м масштабе выглядят вполне по размеру и намного реалистичнее того, что было предложено в наборе от А-Модел. Подгонка нового оборудования кабины проблем не вызвала. Я добавил боковые панели от старого Верлинденовского набора для 1/72 F-4 Фантом, чтобы достичь более реалистичного и насыщенного вида в кабине. Пара кресел К-36 с удаленными деталями стабилизирующих штанг завершили дело. Должен признаться, что мне никогда не встречались фотографии кабины этого единственного в мире самолета! Люки экипажа должны открываться вперед и назад. Тем более удивительно, что А-Модел воспроизвел их открывающимися в стороны! Я никогда не смогу понять почему такие нюансы выполнены в корне неверно, несмотря на то, что, как я уже отметил, сохранился всего один экземпляр Т-4 да и модель, на мой взгляд, выполнена и представлена с чувством национальной гордости! К тому же, отличный Российский журнал Авиация напечатал статью с огромных размеров чертежами с изображением каждой панели этого титанового гиганта.

Вернемся к теме, однако! Я сам изготовил узлы навески люков в правильном положении, а также наплывы по верху переднего люка и узкие кромки для мест прилегания люков в каждой из кабин. Я также прошкрябал пластик вокруг люков для придания более объемного вида: настоящие входные люки и кромки фонарей редко бывают тонкими.

Фюзеляж

Стыковка вертикальной панели трехсекционного лобового стекла крайне неудачна. Также плохо стыкуется носовой конус, особенно если выбрать “скоростной” вариант с поднятым носом. Хотя посадочная конфигурация открывает взору огромное лобовое стекло портового буксира, этот вариант все же несколько разнообразнее и, кроме того, именно так эта машина выставлена в Москве (Монино). Поэтому я решился на уродство ради реализма. Замечу при этом, что отлитые в модели отверстия защелок-ограничителей опускания носовой части должны быть высверлены заново, чтобы обеспечить правильный угол ее установки.

Из-за плохой стыкуемости и неверной формы я сделал новую длинную полоску антенны для установки на верхней части фюзеляжа за кабиной. Грубый кусок пластмассы, по идее означающий трубку ПВД носового конуса, пришлось выбросить и заменить телескопической деталью из стальной трубки и латунного стержня.

Воздухозаборники на Т-4, похожие на заборники от XB-70, выполнены из нескольких пластмассовых деталей и не имеют туннелей, ведущих через полые внутренности модели назад к пакету из четырех двигателей. Так что пришлось изготовить заглушки воздухозаборников, размеры которых были предусмотрительно указаны в инструкции. В дополнении к этому, декаль предусматривает большие оранжево-красные прямоугольники для этих заглушек. То же самое было сделано для выхлопных сопел двигателей, которые отлиты весьма посредственно. Размеры для этих круглых заглушек также даны в инструкции наряду с красно-оранжевыми декалями. На этом этапе головную боль доставил значительный облой на приводах лепестков форсажной камеры. Более часа ушло на очистку этих деталей от облоя, но все равно жаль, что они не закрываются заглушками!

Шасси

Ниши шасси на модели очень мелкие, всего лишь намек на глубину. С другой стороны, открытая часть весьма мала, поэтому установка створок шасси скроет большинство недостатков. Большие пластиковые створки основных ниш шасси вклеиваются в прорезанные места по сторонам фюзеляжа. Основные стойки вполне прилично деталированы, но нуждаются в очистке от облоя. Подкосы основных стоек чересчур короткие и мне пришлось вклеить кусочки трубки длиной 1.2 см к крыше ниши шасси, чтобы обеспечить стыкуемость. Колеса довольно плоские и скучные, но это перекрывается значительными размерами модели, поэтому их, в общем-то, не очень заметно.

Покраска и отделка

Вообще-то говоря, мой выбор металликов для окраски был сделан с момента появления красок Alclad на национальном конкурсе IPMS в Альбукерке, где они были впервые представлены более пяти лет назад. Я использовал шесть оттенков, некоторые из которых я смешал сам. Сопла были окрашены Testors Metallizer. За основу был взят стальной цвет, как наиболее достоверно передающий темную титановую конструкцию Сотки. К сожалению, в некоторых местах краска отслоилась от поверхности модели при многократном применении клейкой ленты, использовавшейся для маскировки панелей (я использую ленту 3М, предназначенную для чертежных работ). Такое отслаивание Алклада случается не часто и я отношу это за счет множества острых углов вследствие слишком глубоких швов на крыльевых панелях, особенно в местах стыковки с фюзеляжем.

Мой метод борьбы с этим явлением заключался в нанесении на поврежденные места декальной бумаги, предварительно окрашенной соответствующими оттенками Алклада. Одним из смягчающих обстоятельств в деле о неоднородной расшивке и не первосортной стыковке является тот факт, что подгонка деталей и отделка советских самолетов той поры была более практичной, чем косметической. Последовавшая отмывка жженной сенной подвела и этот этап работы к концу!

Декали

Декали в наборе очень тонкие, а в результате – хрупкие и просвечивающиеся. На них нет белых подложек как на отличных Аэромастеровских декалях. Некоторые детали отсутствуют вовсе, например, белые горизонтальные полосы на руле направления и маленькие белые цифры “1972” на киле.

Кроме того, предупреждающие надписи на воздухозаборниках явно должны быть черными согласно фотографиям из журнала “Wings of Fame”, а на декали они почему-то серые. Желтые стрелы этих предупреждающих надписей оказались слишком бледными из-за отсутствия белой подложки, поэтому я наложил поверх них еще одну декаль, вырезанную из желтого поля Суперскейловской декали – старый трюк, который я применял на декалях фирмы Collect-Aire, известных своей блеклостью.

Кроме этих недостатков, декали в наборе оказались исключительно матовыми, ну прямо как в старых наборах от ESCI! Цвет оранжево-красных декалей для заглушек воздухозаборников и сопел оказался довольно слабой интенсивности, поэтому я решил покрасить заглушки красной краской (Guards Red), не забыв при этом добавить ручки из латунной проволоки в полном соответствии с фотографиями из “Wings of Fame”. В целом, цвет и регистр остальных декалей на листе достаточно удовлетворительны, но я решил использовать звезды из набора Aeromaster для модели Ил-2. Я также покрасил противобликовую панель черной краской вместо нанесения соответствующей декали из набора.

Таким образом из всего набора декалей я использовал лишь эмблему КБ Сухого “Лучник”, крупные красные цифры “101” с черной окантовкой (их пришлось вырезать по контуру, чтобы избавиться от матовой пленки) и предупредительные надписи неправильного серого цвета, но я хотел сохранить надписи на кириллице.

Инструкция не имеет текста и четко отпечатана. Она содержит множество рисунков с узлами сборки и небольшими фотографиями деталей прототипа. Также включены четыре вида со схемами нанесения декалей и указание цветов красок Humbrol.

Эта модель весьма сложная, хотя крупная центральная часть эпоксидно-стекловолоконного фюзеляжа может создать обманчивое впечатление легкости сборки. Но воистину редкая модель этого этапного для советского авиации самолета делает ее особо желаемой, тем более, что она составит отличную компанию модели XB-70 от фирмы AMT/Ertl, которую я построил в свое время.

А-Модел заслуживает поздравлений за свою производственную инициативу и энергичное начинание.

Перевод – Илья Гринберг, IPMS Ниагара Фронтиер, Буффало, NY

Related Articles

Оставить комментарий