Тип: Ил-38
Масштаб: 1/72
Производитель: Амодел, Украина
Номер по каталогу 72010
Линейка моделей «тяжелых» самолетов, выпускаемых компанией А-Модел по смешанной технологии ЛНД+эпоксидка, пополнилась моделью «охотника за АПЛ» Ил-38. Появление этой модели явилось некоторой неожиданностью, т.к. компания-производитель анонсировала выпуск в этой серии моделей других самолетов, которые пока так и не появились. Да и сам Ил-38 не снискал громкой славы «звезды авиашоу» и не слишком широко освещался в отечественной и иностранной прессе. Для многих любителей авиации он остался «всего лишь» конверсией широко известного Ил-18, приспособленной для нужд авиации ВМФ. На самом деле это не совсем верно, Ил-38 является вполне самостоятельным типом, имеющим собственную богатую историю развития и применения.
Достаточно подробно эта история освещена в монографии, появившейся несколько лет назад в журнале «Авиация и Время», а также в книге Анатолия Артемьева «Ил-38 против ракетных подводных лодок». Оба этих материала являются незаменимым источником информации при постройке модели этого самолета.
Итак, открыв коробку внушительных размеров, мы обнаруживаем обычную для моделей этой серии комплектацию. Основные детали – фюзеляж (за исключением носовой части) и крыло выполнены целиком из эпоксидной смолы серо-голубого цвета. Качество отливок неплохое, но не идеальное.
Внутренняя расшивка местами толстовата и неровна, присутствуют некоторые дефекты поверхности. Учитывая, что исправлять эти дефекты и «борозды» на эпоксидных деталях дело отнюдь не простое, напрашивается предложение либо кардинально улучшить качество проработки этих элементов, либо отказаться от расшивки на них.
Крыло отлито целиком и его задняя кромка имеет толщину около миллиметра, что тоже не добавляет радости. Почему нельзя было дать закрылки отдельными пластиковыми деталями, как это было сделано на предыдущих моделях, непонятно. В целом, эпоксидные детали выполнены, конечно, лучше, чем на первых моделях этой серии (Ту-95МС и Т-4), но по сравнению с недавним Ан-22, качество мне показалось все же несколько худшим.
Все остальные детали сосредоточены на 16 небольших литниках из пластмассы светло-серого цвета и одном прозрачном с деталями остекления. Что приятно, все литники уложены в пакеты, что снижает риск поцарапать прозрачные элементы или поломать мелкие детали.
Пластиковые части отлиты достаточно аккуратно и ажурно, хотя в отдельных местах все-таки присутствует небольшой облой и утяжины (самые заметные – на передних частях мотогондол).
Однако, учитывая, что это все-таки ЛНД, качество исполнения достойно похвалы.
Прозрачные части выполнены достаточно чисто, хотя некоторая полировка потребуется.
Передняя часть фюзеляжа с кабиной пилотов включает упрощенный интерьер в виде приборной доски, штурвалов и кресел. Не слишком подробный, но достаточный, учитывая небольшие размеры остекления кабины.
Двигатели даны довльно подробно и точно, хотя некоторая дополнительная деталировка все же не повредит.
Конструкция шасси воспроизведена достаточно точно и аккуратно, а вот деталировка интерьера ниш не дана почти никак. Это можно пережить, учитывая, что на стоянке ниши прикрыты щитками шасси за исключением небольшой выемки под стойку, но кое-что добавить придется.
Производитель не стал воспроизводить отсеки вооружения на самолете, а жаль, ибо туда можно было бы «подвесить» много чего интересного. По сравнению с «навороченным» интерьером того же Ан-22, это несомненный шаг назад.
Несколько озадачила деталь, имитирующая некий обтекатель, который инструкция рекомендует приклеить как вариант под передний отсек вооружения. Дело в том, что оба самолета, варианты окраски которых приведены в инструкции, данного обтекателя не имели. Да и на фотографиях других машин я его пока не обнаружил. Так что вопрос «А что это, собственно?» пока для меня открыт.
Декаль дается на два варианта самолетов ВВС СФ – «ранний» и «поздний», последний – с эмблемой на хвосте. К сожалению, для этого варианта декаль не дает еще одну эмблему, которая наносилась непосредственно за остеклением пилотской кабины, что видно на фотографиях.
Примечание редактора: На веб-сайте http://www.airliners.net есть несколько фотографий борта “22”, сделанных на авиашоу в Файрфорде, Англия, в июле 1996 г. На одной из них по левому борту видна эмблема, о которой говорит автор, но на других фотографиях такой эмблемы нет. Можно сделать вывод, что эта эмблема была нанесена во время авиашоу.
Скорее, что это просто наклейка и к реальной окраске боевого самолета она не имеет отношения. Это предположение подтверждается также фотографиями Михаила Туха на сайте www.airforce.ru, сделанными в августе 2002 г., на которых видны оба борта Ил-38 с бортовым “22”.
Подводя итог, можно сказать, что компании А-модел удалось в очередной раз порадовать любителей отечественной авиатехники. Появилась модель интересного самолета, выполненная на хорошем уровне. Хочется надеяться, что эта серия будет продолжена дальше и мы увидим наконец-то бомбардировщики Мясищева и отечественные гражданские авиалайнеры.