Главная АвиацияСтатьи1/72 Обзор модели P-51B/C Mustang от Arma Hobby в 1/72

Обзор модели P-51B/C Mustang от Arma Hobby в 1/72

492 просмотров

Историческая справка

P-51B-5-NA Mustang, 43-6315/AJ-A, “Ding Hao”

Первый серийный North American P-51B / C Mustang III поднялся в воздух в свой первый полет 5 мая 1943 года. После этого завод North American в Калифорнии приступил к серийному производству, выпустив всего около 2000 экземпляров. Но даже этого было недостаточно. В Далласе компания North American открыла вторую производственную линию по производству варианта, получившего обозначение P-51C. Всего в Техасе будет произведено еще 1750 Мустангов.

На первых серийных машинах был установлен двигатель Packard Merlin V-1650-3, но, начиная с P-51B-10-NA и P-51C-5-5-NT, его заменили на V-1650-7. Это была выдающаяся силовая установка. Оснащенная двухступенчатым нагнетателем, разработанным Райтом, она давала Мустангу характеристики, которые на больших высотах соответствовали или превосходили лучшие истребители Люфтваффе.

К тому времени, когда в ноябре 1943 года 354-я истребительная группа первой получила новый «Мустанг», стало ясно, что концепция использования бомбардировщиков без сопровождения в дневных налетах оказалась, мягко говоря, неразумной. Хотя на вооружении уже стоял высотный истребитель дальнего сопровождения P-38, многие из них были отправлены за пределы Европейского театра военных действий. Часть из них воевала в Африке, а другие действовали как истребители дальнего действия на обширных просторах Тихого океана. Когда было принято решение обеспечить сопровождение тяжелых бомбардировщиков в Европе, ВВС США нуждались не только в хороших истребителях сопровождения, но и в большом их количестве. И на выполнение этой задачи были нацелены производственные линии в Калифорнии и Техасе.

Большинство изменений, внесенных в планер Mustang для создания North American P-51B / C Mustang III, были напрямую связаны с заменой двигателя. Воздухозаборник карбюратора был перемещен с верхней части носа в положение под ним. Передний конец этого большего ковша находился сразу за коком винта. Был увеличен воздухозаборник охлаждения под фюзеляжем. Если смотреть сбоку, кромка совка срезана под углом, а не под прямым углом, как на модификации с двигателем Allison. Воздухозаборник сместился дальше от нижней части фюзеляжа и крыла. Остальные детали конструкции в основном остались без изменений. Одиночный фонарь посадки / руления сохранился в передней кромке левого крыла. Как и в случае с P-51A, на вооружении было четыре пулемета калибра .50, все из которых располагались в крыльях. Семьдесят один P-51B, оборудованный камерой, получил обозначение F-6C-NAs, а двадцать P-51C, оборудованный такими же камерами, получили официальное обозначение F-6C-Nts.

Всего в Инглвуде было построено 1988 North American P-51B Mustang III под обозначениями NAA NA-102 и NA-104, и еще 1750 North American P-51C Mustang III сошли с производственных линий в Далласе под обозначениями NAA NA-103 и NA-111. Блок NA-111 насчитывал 400 самолетов и был поставлялся с 1944 года.

Модель

70038 P-51 B/C Mustang™ Expert Set
Модель изготовлена польской фирмой Arma Hobby по лицензии фирмы Boeing и по оригинальным чертежам этой же фирмы.

В набор входят:
Пластиковые детали
Пластинка с фототравлением
Декаль на 6 вариантов
Маски для покраски фонаря кабины и колес

Точность модели

3Д модель строилась на основе оригинальных чертежей, предоставленных фирмой Boeing. Визуально модель очень точно передает облик Мустанга и выглядит гораздо лучше, чем модели, имеющиеся на рынке.

Упаковка

Набор упакован к красочную коробку с эффектным рисунком Мустанга, ведущего воздушный бой.

На обратной стороне представлены боковики шести машин, которые можно построить «из коробки» с кратким описанием.
Сама коробка изготовлена из тонкого картона, поэтому для пересылки она должна быть хорошо упакована в прочную тару.

Общее впечатление

Первое впечатление о модели – очень хорошее. На отливках практически нет облоя, практически не видно утяжин и недоливов (за некоторыми исключениями – подробности ниже). Поверхность пластика – слегка полуматовая, очень ровная и гладкая. На деталях очень тонкая расшивка и хорошо видна клепка. Клепка есть как внутренняя, так и внешняя, то есть, здесь Arma Hobby стремилась к максимальной копийности.

Некоторые детали даны в нескольких вариантах – для разных модификаций. Все это подробно отражено в инструкции, так что путаницы быть не должно.

Что еще можно сказать после изучения пластика, это то, что как правило, крепление деталей на литнике сделано так, чтобы при обработке срезов не было повреждения расшивки.

Фототравление

В наборе имеется небольшая пластинка с фототравлением. На ней всего 10 деталей.

К сожалению, среди них отсутствует приборка, но зато имеются привязные ремни. Что интересно, на привязные ремни также имеется декаль, которая по форме совпадает с фототравлеными деталями. Так что вместо покраски ремней, можно просто наклеить на них декаль.

Декаль

Декаль отпечатана польской же фирмой Techmod. Декаль очень подробная, имеется множество технических надписей.

Печать отличного качества, цвета яркие, нет никакого смещения.

Варианты декали:

  • P-51B-5-NA Mustang, 43-6315/AJ-A, “Ding Hao”, pilot: Maj. James H. Howard MH, 356th Fighter Squadron, 354th Fighter Group, Бокстед, Великобритания, апрель 1944 г.
  • P-51C-11-NT Mustang, 44-10816/278, “Evalina”, pilot: 1st Lt. Oliver E. Strawbridge, 26th Fighter Squadron, 51st Fighter Group, Китай, январь 1945. В набор также входит декаль на этот самолет, захваченный японцами в 1945 г., летчик – майор Ясухико Курое.
  • Mustang III, KH516/WC-F, 309 Squadron Polish Air Force. Самолет пилотировался польским летчиком капитаном Ежи Менцелем (Jerzy Mencel), сбившим реактивный истребитель Me-262 9 апреля 1945 г.
  • F-6C-1-NT Mustang, 42-03213/IX-H, “Azel”/”Boomerang”, 162nd Tactical Reconnaissance Squadron, 10th Photographic Reconnaissance Group, Чалгрове, Великобритания. Весной 1944 г. во время подготовки к дню “Д” истребитель пилотировался вторым лейтенантом Стенли Ньюман (Stanley F.H. Newman)
  • Mustang III, FB244/CV-V, 3 Squadron RAAF, Фано, Италия, апрель 1944 г. Самолет использовался для наземной поддержки и пилотировался разными летчиками.
  • P-51C-10-NT Mustang, 43-25045/C3-W, “Snookie”, pilot: Lt. Edward T. Pawlak, 382nd Fighter Squadron, 363rd Fighter Group, Франция, июль 1944 г.

Маска для покраски

Маска изготовлена из виниловой пленки. Я бы предпочел бумажную, но и такая маска должна справиться со своей задачей.

Инструкция

Инструкция напечатана в виде цветного буклета формата А5 на мелованной бумаге на 16 страницах.

Инструкция очень детальная и подробная, в ней описываются все неочевидные моменты. Для наглядности, на многие узлы даются цветные диаграммы сборки. Обратной стороной такой подробности является сложность инструкции. Она буквально насыщена информацией и требует внимательного изучения перед каждым шагом. Зато после изучения инструкции вопросов по сборке практически не остается.

В инструкции имеется таблица соответствия цветов, используемых для покраски модели, краскам от семи разных производителей.

Детальное изучения пластика

Детали расположены на двух литниках:

На крыле элероны сделаны неподвижными, но закрылки даны отдельной деталью. Закрылки сделаны очень реалистично – имеется очень тонкая как внутренняя, так и наружная клепка, так же, обозначен небольшой провис обшивки, что хорошо видно под углом.

Аналогично сделан провис (или деформация) обшивки на нижней части центроплана.

Управляющие поверхности хвостового оперения отлиты вместе с неподвижными частями. Так что любителям «распушить» модель придется их аккуратно вырезать.

Что касается фюзеляжа, то здесь заклепки практически на показаны. Так что вам придется вооружаться подходящим инструментом и накатывать клепку самому. По какой причине клепка отлично сделана на управляющих поверхностях, но отсутствует на фюзеляже – совершенно непонятно.

Кроме того, на правом борту можно заметить два небольшие углубления – скорее всего, это результат того, что с обратной стороны фюзеляжа на этом месте отлиты детали кабины, в результате чего эта часть получилась слишком толстой и ее не удалось отлить без дефектов.

В итоге эти углубления придется исправлять шпаклевкой. Впрочем, углубления небольшие, в этом месте отсутствует расшивка и клепка, так что каких-то проблем здесь не ожидается.

Подобные утяжины видны и на щитках шасси. Так же легко исправляется нанесением шпаклевки.

Колеса основного шасси на первый взгляд выглядят неплохо. На колесах имеется сетка протектора и технические надписи. Колеса сделаны слегка обжатыми.

Но есть и ряд недостатков. Посредине протектора по всему радиусу проходит литьевая отметка, которая легко устраняется наждачкой. Но, кроме этого, видно, что на линии стыка рисунок протектора смещен. Как еще один недостаток можно отметить, что колеса крепятся на литнике с двух сторон. Так что, при зачистке литьевых штырьков протектор неизбежно затрется. С нижней стороны этого видно не будет, а вот сверху, видимо, придется восстанавливать протектор резаком. Ну или можно равномерно частично стереть протектор по всему радиусу наждачкой – как на изношенных покрышках.

Если посмотреть на надписи в десятикратную лупу, то можно заметить, что на одном колесе надпись Goodyear дана в зеркальном отображении. Но если честно, я не считаю это каким-то недостатком. Невооруженным глазом это заметить невозможно, так что это из области придирок.

Кабина пилота детализована очень хорошо, а для 72го масштаба, так просто отлично. Сиденья даны в двух вариантах, богато представлено радио- и другое оборудование кабины.

Так же, очень хорошо проработаны ниши шасси.  То же можно сказать и о стойках шасси.

Очень здорово сделаны вентиляционные жалюзи двигателя, к тому же, в различных вариантах.

Винт можно делать вращающимся, членение деталей позволяет сделать это достаточно просто.

Остекление кабины

Прозрачные части отлиты очень хорошо. Тонкие, чистые, абсолютно прозрачные, без каких-либо дефектов. Членение частей сделано логично и удобно для сборки.

Мне очень понравилось, как сделана передняя часть фонаря – она отлита с частью фюзеляжа, что значительно упрощает установку этой детали.

Альтернативные наборы

P-51B/C Mustang очень широко представлен в масштабе 1/72. На рынке имеется множество моделей от разных производителей.

В первую очередь надо упомянуть Hasegawa, разработка 1974 г. Модель старая и грешит неточностями.
Во-вторых, имеется серия от Academy, позже перепакованная Revell. Модель разработки 1988 г.
Во-третьих, оригинальная разработка Revell 1963 года рождения… Старушке давно пора на пенсию, тем не менее многократно переиздавалась в различных вариантах.
В-четвертых, модель от Monogram 1967 года, так же перепаковывалась Accurate Miniatures.
В-пятых, Airfix, первая разработка 1958 г.
Наконец, самая свежая разработка – серия наборов от чешской KP, так же перепакованная AZ Models. До выхода Arma Hobby эту модель можно было считать лучшей на рынке. Она разрабатывалась гораздо позднее Hasegawa или Academy – в 2015 г., но все же имеет множество неточностей.

Цена набора

Цена набора на сайте производителя составляет 24,50 Евро. Учитывая качество модели, и ее комплектность, цена кажется полностью адекватной. Тем более, что вполне можно обойтись без дополнительных наборов деталировки.

Выводы

Несмотря на наличие небольших недостатков, можно сделать однозначный вывод – перед нами лучшая модель P-51B/C Mustang в масштабе 72.
Модель можно собирать прямо из коробки, богатая деталировка и декаль вполне позволяют это сделать.
Имеются небольшие недостатки, но их нельзя отнести к разряду неисправимых.
Так что, с чистым сердцем можно дать этой модели высокую оценку – рекомендуется в высшей степени.

Набор для обзора предоставлен фирмой Arma Hobby.

Related Articles

Оставить комментарий