Тип: F-104C Starfighter
Масштаб: 1/72
Производитель: Revell
Номер по каталогу: 04302
Технология: литье
Когда я впервые, в конце 70-х, увидел проекции F-104 в справочнике Министерства обороны СССР «Боевые самолёты капиталистических стран», он произвёл неизгладимое впечатление на детское воображение. Как он мог летать с такими крылышками, я себе представить не мог. Постепенно этот вопрос я выяснил и с погружением в моделизм начал выбор подходящей модели. Долгое время самими подходящими по цене были модели этого самолёта производства Airfix, Matcbox, Heller, но они меня не устраивали по качеству. Чуть лучше была Hasegawa, но что объединяло все эти модели, так это то, что они изображали F-104G. А мне же хотелось иметь в коллекции более ранний вариант, который участвовал в боевых действиях. Мне быстро удалось выяснить что альтернативе модели ESCI пожалуй нет, но пока я её собирался купить фирма развалилась и её модели надолго исчезли из продажи. Ситуация изменилась в конце 90-х, появились «Старфайтеры» у Academy, новую модель выпустила Hasegawa, все модификации «104-го» выпустила Revell. После рассмотра отливок я понял – это «оно». Чуть позже я его приобрёл и не пожалел.
Коробка
Revell в мелочах блюдёт традиции и многие годы выпускает свои модели в наиболее неудобных на мой взгляд коробках. Сделаны они из мягкого картона, открываются с боков и если детали модели не упакованы в пакеты, возможна потеря деталей, особенно если коробка помялась (или на неё в процессе коллекционирования несобранных моделей водружаются всё новые и новые модели). Внешний вид традиционен, на синем фоне крупный. эффектный рисунок самолёта, информация о размерах модели, сообщение о супердекали. Ну что ж, посмотрим.
Инструкция
Ей Revell может гордиться. Формата А4, с 11 страницами информации по сборке и окраске модели. Информация достаточно полная и достоверная, особенно для собирающих (как и я в этот раз) модель «из коробки». Мне пришлось искать цвета строевых фюзеляжных огней (детали 26), к сожалению нужная инфа была найдена после сборки и окраски модели. Схема окраски понятная, но отсутствие многих элементов «технички» на камуфлированном варианте подозрительно, фотографии реальных самолётов этого не подтверждают, поэтому пришлось некоторые элементы наносить по наитию, если не было подтверждения на фотографиях. Цвета камуфляжа и отдельных деталей почти во всей инструкции даются в красках Revell, однако на схеме камуфляжной окраски, почему то только три краски даны в стандарте F.S. Что мешает давать сноску на этот общеупотребительный стандарт – не понятно. Особенно когда перевариваешь рекомендацию Revell окрашивать сопло двигателя смесью 85% серого металлика и 15% матового коричневого. Как всегда, слепо верить инструкции не стоит.
Пластик
Детали, их 79 (десяток не используется) расположены на трёх рамках, одна из них с прозрачными деталями. Расшивка внутренняя, очень аккуратная. В нишах шасси имитированы трубопроводы, а створки шасси имеют внутренние выштамповки – вполне реалистично. У меня на фонаре имелась продольный валик, как бы полистирольная нить прилипла. Остальные детали отлиты чисто, без облоя, утяжин и других дефектов. В наборе содержатся детали позволяющие собрать и более позднюю модификацию «104-го», отличавшегося увеличенной хордой руля направления, более широкими колёсами основных стоек и другим катапультным креслом.
Декаль
Декали напечатаны отлично, все элементы совмещены, цвета плотные, не просвечивают, лаковый слой тонкий и ложатся на модель хорошо. Набор комплектуется декалью (непонятно, по какому критерию отнесённой производителем к категории «СУПЕР») на два варианта. Первый, яркий серебристый «Старфайтер» командира 479 истребительного авиакрыла. Второй, в «юго-восточном азиатском» камуфляже из состава 8 истребительного авиакрыла, базировавшегося в 1966 году на авиабазу Удорн. Выступал он там, хоть и без особого успеха, в роли бомбардировщика, действовавшего против Северного Вьетнама, поэтому выбор был остановлен на этом варианте окраски.
Постройка модели
Общие впечатления от модели положительные, всё собирается легко, некоторые усилия и неоднократное накладывание шпаклевки пришлось на места соединения воздухозаборников с фюзеляжем. Запорченый фонарь пришлось шлифовать, полировать и купать в футуре. О подводных камнях.. Зеркало ИЛСа из за толщины фонаря как надо не становится, пришлось его практически положить.. Сопло я привык устанавливать в уже окрашенную модель, так проще его красить. Так вот, в собранную модель оно лезет с трудом и не достаточно глубоко – сопло сильно “выглядывает” наружу и его ось располагается параллельно земле, а фотки показывают, что она была направлена чуть вверх, пришлось подтачивать и посадочные в фюзеляже и частично сопло… Когда будете приклеивать штоки к основным створкам шасси не верьте инструкции, детали 40 и 43 надо поменять местами.. Очень упрощённо сделан закабинный отсек, без доработки он смотрится пустовато. Приклеенная по инструкции штанга дозаправки смотрела куда то не туда. Пришлось греть паяльник, прогреть место в основании штанги, выгнуть её на нужный угол относительно фюзеляжа, а потом прогревать штангу практически у самого замка штанги и придавать ему параллельность оси самолёта и небольшой наклон вниз. Декали монтировал с помощью микросета и микросола и казалось бы успешно, но после запыла их полуматовым лаком части подложки декалей засеребрились.. пришлось их 647 растворителем прижигать.. Использовал краски – Акан, ниши и прочие блестяшки (исключая сопло) Хумброл. Тонировка акварелью, смывка хумбролью.. Хотелось бы поворчать по поводу скудности подвесного вооружения, из него в наборе только пара «Сайдвиндеров». Для какого то пакистанского F-104А и сошло бы, а для «въетнамского» варианта необходимы бомбы (помог «хасегавский» набор авиационного вооружения) и был бы желателен подфюзеляжный топливный бак, пилон для которого имеется. В целом достойная модель, рекомендую!