Характеристика модели
Тип: Gloster Gladiator
Масштаб: 1:48
Производство: Roden
Автор: Ткаченко Тарас Петрович aka Mr_Dragon
Моя первая модель биплана… Если не считать Фроговские «Свордфиши», собранные в далеком детстве. Балует все-таки «Роден» нашего брата-моделиста. С моей точки зрения, «Гладиатор» довольно интересная машина по дизайну, своеобразный сгусток конструкторской мысли середины 30-х.
Модель собрана практически «из коробки», «Роден» почти не оставил шансов помахать напильником, добавив сотни деталей и элементов, насовать афтермаркета ценою в десять крат стоимости модели… Кроме того, на тот момент из информации у меня была только книга из серии «Monografie Lotnicze». В сборке модель не сложна, за исключением момента установки верхнего крыла. Для этого на собранный фюзеляж были смонтированы стойки кабана (это такой авиационный термин, обозначает стоечно-расчалочное устройство для крепления центроплана верхнего крыла на бипланах и монопланах схемы парасоль, есть еще термин «кабанчик» к кабану никакого отношения не имеющий), на приклеенные нижние крылья установлены бипланные стойки. Процесс установки заключается в совмещении восьми углублений и восьми штырьков плюс настойчивость, терпение и внимательность к углам установки во всех проекциях (как минимум симметричность относительно продольной вертикальной плоскости летательного аппарата, а как максимум полное соответствие по установочным углам).
Интерьер производителем модели выполнен очень подробно, мною изготовлены лишь привязные ремни и рычаги управления двигателем из полосок толстой фольги с капельками ПВА для имитации шариков. Двигатель отлит аккуратно, внимательно смотрел в единственный источник и ничего добавить не смог. Собрал как есть, лишь рассверлил торцы выхлопных труб для получения тонкой кромки. Имитации фактуры дерева воздушного винта (ВВ) мне еще учиться, учиться и учиться, как завещал великий вождь… Виноват, исправлюсь :-). Также с имитацией гаек крепления ВВ есть существенные проблемы (из груди вырывается тяжкий вздох).
Расчаливал самолет нитью вытянутой из женских колготок черного цвета. Преимущества данной нити вижу в эластичности (постоянное натяжение и устойчивость к случайному задеванию), возможности варьировать толщину подбором (количества волокон) и чрезвычайной доступности. В местах крепления сверлил отверстия сверлом 0,3 мм и вклеивал концы нитей на СуперКлее, заранее пропитанные им же и высушенные. Хвостовое оперение расчалил одним куском нити, разработав несложную систему проводки через сквозные отверстия в поверхностях и фюзеляже. Для удобства проводки к нити приклеил кусочек тонкой проволочки (аналог иголки).
Колеса шасси выполнены вращающимися. Это было нетрудно благодаря конструкции разработанной «Роденом». Очень внимательно нужно отнестись к установке основных стоек шасси на фюзеляж. Вроде как конфигурация монтажных отверстий не дает права на ошибку, но беда в том, что сами установочные штырьки на стойках надо чуть-чуть подогнать, они незначительно больше. В процессе подгонки стойки могут уйти от проектного положения, а скорректировать потом трудно, т.к. они уже будут болтаться в отверстиях.
Красил нитрокрасками, цвета подбирал по выкраскам Хамброла. По субъективным ощущениям, цвета камуфляжных полей на нижних крыльях должны быть более отличающимися от цвета полей на верхних. Вариант окраски из инструкции, просто понравился. Декаль без смещений цветовых полей, но хрупкая :-(, требует очень осторожного обращения. Тонировка – один из моих первых экспериментов в данной области, в пианиста не стреляйте, играет как умеет.
Прошу прощения за жуткий слой пыли, модель простояла на полке больше года. Также за истекший период эксплуатации утрачены снижение антенны и троса управления рулем направления. Замечания, советы, пожелания приму с благодарностью, только карданами не бейте :-).