Тип: И-180-1
Масштаб: 1:72
Производитель: Каюк
Морозным утром 15 декабря 1938 г. небольшой ярко-красный истребитель отправился в свой первый полет, приуроченный ко дню рождения Вождя.
Этот самолет должен был стать новым основным истребителем ВВС РККА, но так им и не стал…
Этот первый полет стал для него и последним…
Этот полет стал последним и для летчика-испытателя, комбрига, Героя Советского Союза В.П. Чкалова…
Этот полет стал началом конца эпохи «Короля истребителей» Н.Н. Поликарпова…
Прототип
Меня интересовал именно первый прототип И-180. В целом по И-180 на сегодняшний день существуют три основных источника информации:
– Статья и чертежи Вениамина Султанова о восстановлении облика И-180 в одном из старых номеров журнала «Крылья Родины»
– Статья и чертежи Ю.А.Гугли в журнале «Аэрохобби» №1/94
– Монография Михаила Маслова о истребителях И-180/И-185
Первый просмотр источников поверг меня в шок: все они довольно сильно отличаются в определении облика И-180. Пришлось копать глубже, сравнивать и сопоставлять приведенную информацию и определять для себя достоверность тех или иных фактов. В результате сопоставления и опросов (чуть не написал «допросов» :-)) людей, знающих авторов лично, удалось расставить «приоритеты достоверности».
Статья и чертежи Вениамина Султанова, хоть и послужили основой для создания всех последующих чертежей, базировались на ограниченной информации, доступной на момент написания, поэтому некоторые элементы чертежа носят рассчетно-умозрительный характер.
Монография Михаила Маслова, является самой «свежей» и полной, но более подробно освещает разработку и развитие конструкции И-180, начиная со второго прототипа и при постройке модели И-180-1 может помочь лишь для определения тенденций развития данного самолета от прототипа к прототипу.
Наиболее полезной для анализа оказались статья, чертежи и компоновачная схема Ю.А.Гугли, которые и были выбраны основным источником информации для постройки модели.
Согласно существовавшей в советском авиапроме традиции не фотографировать прототип до первого вылета, фотографий И-180-1 не делалось. Поэтому говорить об абсолютной достоверности его внешнего облика не приходится. Насколько это было возможно, на основании сохранившихся описаний конструкции и фотографий фюзеляжа и крыла, аналогичного И-180-1 и использовавшегося для статиспытаний, анализа изменений, внесенных в конструкцию И-180-2 по сравнению с первым прототипом, удалось восстановить его внешний вид.
Модель
О качестве вакуформованной модели И-180, разработаной питерским автором Александром Козыревым и выпускаемой фирмой «КАЮК» я могу писать только в превосходных тонах. Качество проработки поверхности, имитация «полотна», стыкуемость деталей, продуманное членение оставляет самое приятное впечатление. Единственное условие – аккуратно снять детали с листа и тогда никаких проблем при сборке не возникнет. Достаточно сказать, что вся сборка, включая окраску, заняла у меня всего неделю работы вечерами, что стало небывалым достижением даже при сравнении со сроками работы над «литыми» моделями хорошего качества. Этому способствовало также то, что вся сборка и шпаклевка производилась на циакрине.
Фюзеляж собрался легко и быстро, интерьер кабины был изготовлен с использованием некоторых элементов фототравления для И-16 и кресла пилота с бронеспинкой от модели И-16 производства ICM.
Капот двигателя получил небольшую доработку в виде утолщения «губы» входного отверстия капота, которое для избежания деформации было выполнено из соды на циакрине. Сам двигатель М-88 был сделан на основе эпоксидной копии двигателя «Гном-Рон» 14К от модели истребителя «Блох-152» производства МРМ. Уже после сборки двигателя и капота, я пришел к окончательному выводу, что на первом прототипе устанавливался все-таки кольцевой лобовой маслорадиатор перед двигателем (поначалу я склонялся к тому, что маслорадиатор устанавливался в тоннеле на нижней поверхности капота). Пришлось его поставить и закрыть от взгляда всю красоту движка. Как известно, на первом прототипе лобовые жалюзи охлаждения установлены не были, что и послужило вероятной причиной его катастрофы. Выхлопные патрубки изготовлены из латунных трубок.
Крыло собралось без проблем и великолепно состыковалось с фюзеляжем. Незначительная доработка, которая потребовалась – убрать имитацию факелодержателей на нижней поверхности, т.к. у меня были сильные сомнения, что они устанавливались сразу на первом прототипе.
Большого внимания и аккуратности потребовала работа над шасси. Мало того, что в процессе развития на И-180 были использованы четыре разных конструкции уборочного механизма, надо еще приложить большую фантазию, чтобы понять, как эта механика работала и как перемещались относительно друг друга стойки и щитки в процессе выпуска-уборки. Достаточно сказать, что на каждую пирамидальную стойку «одеваются» по шесть щитков сложной конфигурации, каждый из которых должен занять определенное положение, иначе конструкция просто не соберется. Стойки были сделаны из стальных трубок и тянутого литника. Колеса использованы от И-16 (что соответствует действительности), резиновые, производства фирмы «Эльф».
Мне не удалось выяснить окончательно, устанавливалось ли на первом прототипе вооружение. По крайней мере, на фотографиях фюзеляжа, использовавшегося для статиспытаний, отсеки вооружения видны. Поэтому я решил установить «стволы» на мотокапоте и в крыле.
После окончательной сборки была добавлена мелочевка – трубка Вентури на правом борту, наружной термометр на стыковочной ленте центроплана, габаритные огни.
Окраска
Окраска выполнена по описанию окраски первого прототипа в статье Михаила Маслова. Использованы краски «Акан». В результате получилась ярко-красная, блестящая «игрушка», которую хотелось как-то загрязнить и замусолить. Но, по идее, это прототип еще ДО первого вылета, поэтому сильно пачкать его было нельзя. Пришлось ограничиться легкой тонировкой швов, подкраской мелочевки, патрубков и небольшой «игрой» с матовостью краски, что придало модели более живой вид.
Работа над моделью этого симпатичного самолета мне здорово помогла в изучении особенностей советского авиастроения конца 30-х годов и основных конструктивно-технологических тенденций того времени. Кроме того, я теперь обязательно хочу сделать модель И-180С «малой серии», т.к. это уже «совсем другой самолет»…