Главная АвиацияГалерея Ил-2 от Accurate Miniatures в 1/48

Ил-2 от Accurate Miniatures в 1/48

3,8K просмотры

Тип: Ил-2 (Il-2M3)
Масштаб: 1:48
Производитель: Accurate Miniatures
Номер по каталогу: 3407

Самолет

Нет нужды говорить много об этом ставшем воистину легендарном самолете, о его вкладе в общее дело разгрома фашистской Германии. Самолет поля боя, самолет-солдат, вместе с матушкой-пехотой вынесший все тяготы войны и по мере сил приближавший великую Победу. И несмотря на то, что в последние годы появился ряд публикаций, в которых дается интерпретация новых или умалчиваемых ранее фактов, характеризующих самолет и его создателей с различных, в т.ч. и негативных сторон, мы продолжаем ценить и любить его. А многие моделисты почитают за честь иметь его модель на полке.

Модель

Признаться, я с некоторым волнением начинал знакомство с данным набором, поскольку продукция Accurate Miniatures славится своим качеством, а ранее мне не доводилось иметь с ней дело. Мягкий светло-серый пластик без малейших следов облоя, недоливов и утяжин. Великолепная деталировка, четкая внутренняя расшивка и просто потрясающего качества, кристально прозрачные части фонаря. Все это в сочетании с хорошо проработанной инструкцией по сборке оправдало мои ожидания и руки сами потянулись к инструменту. Однако остановить первый порыв удалось и, памятуя о законе, по которому любой, даже самый великолепный набор можно еще улучшить, я решил более тщательно изучить модель, наметить необходимые доработки, заказать доступный афтемаркет. Модель представляет собой двухместную модификацию Ил-2 с увеличенной стреловидностью консолей, т.н. крыло “со стрелкой”, с металлическим крылом и деревянной задней частью фюзеляжа. Дополнительно в наборе даются более ранний вариант фонаря кабины стрелка, детали для установки подвесных крупнокалиберных пушек НС-37, позволяющие сделать и некоторые другие модификации. Прототипом и основным источником информации для разработки модели послужил хорошо сохранившийся экземпляр штурмовика из Пражского музея, о чем с благодарностью говорят разработчики в инструкции к модели. Наверное здесь надо и нам сказать разработчикам спасибо. Ведь благодаря их стараниям и энтузиазму, мы теперь имеем возможность построить в 48-ом масштабе модель этого замечательно самолета.

Поначалу геометрические размеры модели вызвали некоторые сомнения, поскольку отливки показались необычно большими даже для 48-го масштаба. Это и понятно. Самолет с размахом крыла более 14-и метров почти в полтора раза крупнее среднестатического советского истребителя. Однако тщательная выверка доступных чертежей и приведение их в нужный масштаб эти сомнения быстро развеяли. Модель укладывается в чертежи практически идеально. Но достаточно заметным недостатком показалось то, что управляющие поверхности не даны отдельными деталями. При больших размерах модели и общем уровне проработки это выглядит несколько странно. Ну а далее начался процесс более тщательного исследования. Как известно, Бог в мелочах и невнимательность к ним разработчиков это те недостатки, которые могут свести на нет самые благоприятные вначале впечатления. К чести разработчиков недостатков у модели на мой взгляд совсем немного, а те что есть достаточно легко устранимы. Сравнение с чертежами выявили практически полное отсутствие претензий к фюзеляжу и оперению. Желательно лишь сделать потоньше стенки радиатора – выглядят они толстовато. А вот по крылу есть несколько замечаний, да и то они весьма условны. Если центроплан расшит практически полностью в соответствии с чертежами, то расшивка консолей чертежам не соответствует. Не соответствует чертежам расположение посадочной фары и, как показалось, не совсем правильно выполнено сопряжение обтекателей основных стоек шасси с верхней частью крыла. Утверждать, что чертежи это истина в последней инстанции, абсолютно бессмысленно, тем более в нашем случае. Ил-2 в годы войны выпускался на трех заводах и очевидно имели место некоторые отклонения и изменения в технологии производства на разных заводах. Например известно, что почти до конца войны Ил-2 выпускались с разной конструкцией крыла: как полностью металлической, так и смешанной, деревянно-металлической. Я же решил привести крыло в соответствие именно с чертежами, тем более что это несложно. К недостаткам модели можно еще отнести чересчур оживальную форму кока винта – нужно сделать его более конусным, да и сами лопасти. Они узкие и острые, что тоже легко лечится. Также желательно исправить стойку хвостового колеса. Створки ниш шасси выполнены заодно с обтекателями. Вот, собственно, и все. Остальная мелочь: детали шасси, кокпита и т.д. проработаны для пластика на очень высоком уровне. Отмечу еще очень рациональное на мой взгляд членение модели. Эта особенность легко позволяют использовать технологии отдельной окраски деталей с последующей сборкой.

Сборка и окраска

Для “тюнинга” своей модели я приобрел чуть ли не весь существующий на рынке афтемаркет. Вот список:

• СМК 4004 IL-2m3 interior set for Accurate Miniatures
• СМК 4016 IL-2m3 control surfaces for Accurate Miniatures
• СМК 4020 IL-2 detail set for Accurate Miniatures
• EDUARD 48227 IL-2m3 Stormovik detail set for Accurate Miniatures
• EDUARD 48228 IL-2m3 Bomb bay & flaps for Accurate Miniatures
• MOSKIT 4828 IL-2 Shturmovik exhausts
• ЭКИПАЖ Ил-2 колеса
• AMD 48200 IL-2 Shturmoviks decal (part 2)

Набор СМК 4020 был заказан в принципе по ошибке, поскольку он ориентирован на одноместный вариант штурмовика. Однако на сайте производителя указано именно Ил-2М3, что добросовестно повторили практически все известные Интернет-магазины. Но я не пожалел об этой ошибке, поскольку в дальнейшем кое-что из данного набора весьма пригодилось. Сборка в целом не вызвала особых трудностей, все детали стыкуются замечательно, но за счет большого объема используемого афтемаркета просто вырос и общий объем работ. Непосредственно на сборку модели у меня ушло около трех месяцев, а с учетом больших перерывов и отвлечений на другие проекты весь период составил около девяти месяцев.

Как обычно сборка началась с кокпита. Использовался набор СМК 4004. Ничего выдающегося. Мне показалось, что при наличии EDU 48227 необходимость его использования вообще под вопросом. Тем более, что правая стенка кабины пилота не содержит ничего, хотя бы отдаленно напоминающее необходимые устройства на ней расположенные. Пришлось использовать Эдуардовский набор. Левая стенка выглядит поприличнее, также приличнее оригинала выглядит кабина стрелка: хорошо проработаны пол, задняя бронированная стенка, пулемет.

Монтаж бомболюков и ниш шасси предварялся небольшой “разборкой” с радиатором. По поводу ниш и бомболюков из Эдуардовских наборов одни лишь превосходные эпитеты. Однако, находясь под впечатлением от этой красоты, надо не отвлекаться и тщательно следовать инструкциям Эдуарда по сборке. Иначе, скажем, можно легко на внутренний и внешний торцы ниш установить одинаковые стенки, а они разные по высоте. Или перепутать внутренний и внешний бомболюки. Рекомендации по тщательному следованию инструкциям пригодятся и при сборке закрылков, которые в свою очередь выполнены просто превосходно. Здесь небольшое отступление. Закрылки Ил-2 выполнены из двух секций. Форма и угол взаимного расположения секций в оригинале и в модели выполнены как на предыдущем, “прямом” варианта крыла. Это в действительности имело место при переходе на новое крыло, когда по всей видимости на заводах был определенный задел по закрылкам. Впоследствии угол взаимного расположения секций изменили. Мне показался более “эстетичным” вариант когда задняя кромка внешней секции повторяет угол задней кромки консоли, хотя это и несколько прибавило работы.

Следующим этапом была сборка крыла. Были аккуратно вырезаны элероны, перешита нижняя и верхняя половинки консолей, установлены обрезки игл от шприца для имитации пулеметов, передвинута фара и после тщательной подгонки все это присоединено к фюзеляжу. Здесь можно добавить что лючки обслуживания ШКАСов и выброса гильз в нижней части крыла трогать не следует. В отличии от того, что показано на доступных чертежах, они выполнены правильно, но это выяснилось позднее. Я, к сожалению, поверил чертежам.

Наступил черед монтажа элеронов, горизонтального оперения и руля высоты. Вот тут после предварительной обработки окончательно выяснилось, что все детали из набора СМК 4016 кроме руля поворота никуда не годятся. Элероны и стабилизатор совершенно немасштабной толщины и смотрятся на модели весьма жалко. А рули высоты, оба – откровенный брак. Пришлось использовать штатные детали и здесь я очень порадовался, что не откромсал по-варварски от консоли эти самые элероны. А рули высоты взяты из наконец-то пригодившегося СМК 4020.

Далее я занялся обтекателями основных стоек шасси. Створки были предварительно отделены, обработаны и облагорожены травлеными деталями. Вывел как представлялось стык с верхней часть крыла. Внутри довольно большого пространства обтекателей с помощью Эдуардовского набора и подручных материалов были смонтированы механизмы закрытия створок, поводки для управления “солдатиками”, дополнительные продольные подкосы рам, на которых крепятся основные стойки шасси. Из мелочей по эктерьеру можно отметить добавление выполненных из тянутых литников петель на капоты двигателя, а также установку поводков триммеров. Штатные были немного толстоваты, а травленые показались наоборот – слишком тонкими. Пришел к компромиссу: сделал тоньше и установил штатные. Но все равно они оказались немного толстоваты.

После установки неподвижных частей фонаря основной этап сборки был завершен. Можно было приступать к окраске. Предварительно модель была вышкурена, вымыта и в качестве эксперимента задута американской автомобильной грунтовкой, о чем впоследствии я и пожалел. Слой получился довольно толстым, адгезия у грунтовки с пластиком видимо не очень, поэтому позже, при попытке сымитировать в нужных местах сколы, краска отслаивалась вместе с грунтовкой, образуя глубокие каверны. Для окончательной отделки модели был выбран вариант с бортовым номером “белый 29”. При окраске использовалась стандартная для того времени коричнево-зеленая двухцветная схема камуфляжа. Поскольку хороших фотографий данного борта обнаружить мне так и не удалось, я использовал рекомендации AMD. Окраска производилась эмалями ModelMaster: зеленая – ММ1710, коричневая – ММ1702, низ – ММ2123. Для кокпита использовалась серо-голубая краска ММ1721, ниши шасси, бомболюки – осветленная ММ2079. После просушки модель получила хороший душ из future, затем были наклеены основные декали и немногочисленная техничка из штатной декали. Далее как обычно отмывка и везеринг с помощью пастели. Окончательно модель была задута матовым лаком опять же от ModelMaster.

Завершающий этап сборки включал установку предварительно подготовленных элементов: основных стоек шасси, патрубков, винта, эРэСов, створок бомболюков и т.д. Антенна и БАНО – продукция Витебской фирмы Хобби-плюс. Хвостовое колесо от Экипажа. А вот на место основных колес я решил поставить штатные из набора. Мне показалось что диски на них проработаны лучше и очень хорошо сделаны нагруженные пневматики. И, наконец, внутренние бомболюки приняли в себя симпатичные бомбочки-сотки из вновь пригодившегося набора СМК 4020.

Вот, собственно, и все – можно ставить модель на полку. Процесс сборки доставлял разные эмоции, несколько раз делал длительные перерывы, но в итоге я остался доволен результатом, хотя сейчас многое уже сделал бы по-другому. И конечно же хочу поблагодарить всех, кто помог мне ценными советами и приобретением материалов.

Галерея

Related Articles

Оставить комментарий