Главная Авиация Пе-2 от Звезды в 1/72

Пе-2 от Звезды в 1/72

2,9K просмотры

Тип: Пе-2
Масштаб: 1/72
Производитель: Звезда (Italeri делает перепаковку)
Обзор модели
Автор: Александр Ручковский

Что ни говори, а Пе-2 – аэроклассика, и любителям моделей самолетов Великой Отечественной без “пешки” – никуда. Модель от “Звезды” (ее также пакует Italeri) представляется мне наиболее оптимальной заготовкой для изготовления достойной модели. Хорош набор прежде всего тем, что общие обводы планера схвачены очень здорово – и характерный нос, и округлость фюзеляжа, и “плечистые” крылья с правильным поперечным V консолей. Модель, в целом, соответствует Пе-2 стандарта 205 серии (1943 год) с моторами М-105ПФ. Однако, как водится, есть над чем поработать.

Выяснение размеров прототипа и уточнение масштаба чертежей

После продолжительного изучения источников я пришел к выводу, что длина короткой “пешки” (с малым хвостовым коком) составляла 12525 мм, размах крыла 17116 мм. Многократные обломы с немасштабностью чертежей заставили перепроверить чертежи из старого Моделист-Конструктора и Армады №12. Оказалось, весьма красивые чертежи из М-К малость помельче, чем 1:72, и их пришлось увеличить до искомых размеров. Чертежи из Армады размерам вроде соответствуют. Модель, по счастью, сделана в соответствии с истинными размерами, я намерял лишь пару лишних миллиметров в длине фюзеляжа между зализом крыла и большим окном кабины стрелка. (Эти миллиметры я впоследствии выбросил, небольшую ступеньку вытянул шпаклевкой – окно стало в стык к зализу, что и требовалось показать).

Доработка отдельных элементов модели

Уместно обсуждать три большие “доработочные” задачи.

1. Работа с винтомоторными группами. Сперва займемся капотами моторов М-105ПФ – устраним угловатость верхней крышки, причем резкий угол также придется сгонять и на задней части (зализе) мотокапота на верхней половинке крыла. Теперь нужно заняться передней частью капота. За счет небольшого уменьшения длины капота спереди я несколько увеличил диаметр лобового среза под кок и полностью переработал вход в туннель радиатора. Здесь чертежи мало чем помогут, нужно смотреть фото (я также осмотрел живой Пе-2 в Варшаве) – вот пара снимков.

Необходимо уточнить форму входного отверстия туннеля и “организовать” его верхнюю стенку, после чего изготовить и вклеить вглубь сам радиатор. Нужно также проработать нижнюю, режущую кромку заборника. Она, начиная с 205-й серии, стала объемной, более обтекаемой, потому ее надо сформировать из шпаклевки или выточить с нуля и вклеить. Также добавляем створки на выходе воздуха из радиатора.

Нужно отметить, что набор моторов М-105ПФ от НеОмеги, несмотря на великолепие исполнения, на мой взгляд, дает зауженные к лобовому срезу капоты, из-за чего Пе-2 с ними становится похож на маломоторную авиацию. Занятно, что набор той же НеОмеги для Пе-3 и раннего Пе-2 с М-105РА в этом смысле адекватен.

Далее, коки винта из набора неплохо соответствуют варианту ранней капотировки моторов М-105РА. Толстоватые лопасти из набора похожи на ВИШ-105СВ, установленные на Пе-2 начиная с 246 серии. Таким образом нам нужно выточить самим или “украсть” из каких-нибудь моделей истребителей с М-105П два округлых кока с храповиками и два винта ВИШ-61 (тем, кто умеет копировать в смоле, советую винт от Як-1 Амодел или ЛаГГ-3 Токо, а кок от Як-9 Дакопласт). Я использовал винты из набора, т.к. делал машину 246 серии, но коки все равно пришлось заменить.

2. Работа с кабиной пилота и штурмана. Здесь набор от НеОмеги неоценим, так как разом решает все проблемы с интерьером кабины пилота и штурмана. Нужно лишь выполнить прицел у козырька и деталировку просматриваемой через нижнее стекло носовой части, в частности, показать пулемет ШКАС (НеОмега дает только носовую установку Березина). Оба носовых ствола, к слову, нуждаются и в наружной имитации, отсутствующей в наборе.

Необходимо наклонить остекление кабины. Посмотрите фото “петлякова” и обратите внимание на угол установки фонаря по отношению к строительной горизонтали или “посадочному” углу. Видно, что в посадочном положении нижний срез фонаря оказывается практически параллелен плоскости земли. Поэтому рекомендую чуть “задрать” фонарь наверх в задней части. Есть еще одна незадача – разметка переплета боковых окон кабины соответствует чертежам из М-К, но не соответствует большинству фотографий “пешки” – вместо двух равновеликих окон должны присутствовать два одинаковых передних окна и одно малое заднее. Разметку, предлагаемую на детали из набора, я встречал только на фото Пе-3бис. Исправить разметку можно, сошлифовав исходную, заполировав фонарь заново и выкрасив новый переплет. Не забудем нанести на боковину козырька риски углов пикирования.

Пойдем дальше. Установив фонарь под верным углом и “прислонив” к нему колпак турели ВУБ-1, вы обнаружите, что последний можно выбросить и сделать новый, т.к. родной безбожно низок и имеет смешной наклон боковых стенок. У меня оказался лишний колпак от Злинека, который подошел гораздо лучше. (Злинек я извел на ранний Пе-2 с М-105РА, а там фонарь с “черепахой”). Тем не менее, его тоже пришлось доводить (делать более плоской верхнюю часть), а также дорабатывать стык фонаря с колпаком.

3. “Мелочевка”. Модель деталирована средне. Совершенно пусто в нишах шасси. Необходимо показать силовой набор, организовать узлы крепления опор шасси, купол под убранное колесо, зашить заднюю стенку. Неважно дело и с кинематикой шасси – и основную опору, и подкос нужно перерабатывать, снабжать все это дело шлангами, установить цилиндр уборки, тяги на створки. Сами створки нуждаются в доработке тыльной стороны. Возможно, стоит заменить колеса, т.к. звездовские шины в сечении какие-то квадратистые. В нишу хвостового колеса добавляются грязезащитные щитки. Есть что добавить в задней кабине, Неомега дает здесь только часть оборудования. Здесь отмечу, что нижнюю установку с Березиным нужно серьезно переработать – изготовить откидной люк с пазухой под пулемет (В наборе он имитирован неким стеклянным колпачком, а пулемет вообще не предусмотрен. К счастью, НеОмега дает хороший УБ для турели ВУБ-1, а пулемет из набора “Звезды” может лечь набок в нижней установке). Окошки под перекидной ШКАС я заменил, как и толстенные большие окна кабины радиста. Кольцо радиокомпаса в носовой части дано в наборе плоским, а в реальности имело длину. В носу снизу нужно сделать окошко-гнездо под бомбовый прицел. Возможно, мачту антенны стоит заменить на самодельную, более жесткую.

Последнее – по крылу: “развернуть” выпускные жалюзи крыльевых радиаторов и проработать тоннельчики радиаторов и сами радиаторы в носке крыла. По-хорошему, нужно в толстом листе пластика выточить тоннели, вырубить места в носке под посадку тоннелей, вклеить их и обточить, придав новому носку с тоннелем верную форму. Я не рискнул (поленился) и обошелся пластилином. Что еще? Хвостовики мотогондол необходимо удлинить и обточить по форме. Добавлю, что расшивка модели, к счастью, внешняя, и делать внутреннюю по чертежам одно удовольствие.

Другие модели Пе-2 в 1:72

Приходится признать, что единственной достойной рассмотрения альтернативой “Звезде” является модель Пе-2 (Пе-3) от ВЭС/”Злинек”. Отличается эта модель великолепием проработки поверхности (расшивочка-клепочка отменны), удивительным уровнем деталировки, богатством декали, вариантом (представлен Пе-2 110-й серии с моторами М-105РА) и… масштабом. Модель ВЭС/”Злинек” получается приблизительно 1:75, идеально укладываясь в журнальный (нескорректированный) вариант чертежей из М-К. Не сказать чтобы большая беда, а все же рядом с моделью от “Звезды” худоба довольно заметна.

Старую модель Пе-2 от “Аирфикса” можно было бы долго пинать, но воздержусь, так как модель стара и сегодня ее трудно достать – похоже, только “Билек” до сих пор пакует и продает эту модель. Снятые с нее вакуформы тоже к настоящему времени повывелись.

Возможности конверсии

Не слишком сложно сделать из Звезды машину 211-й серии с утопленными бомбодержателями и обтекателями тормозных решеток, самолет 246-й серии с новыми винтами или классику конца войны – 359-ю серию с раздельными выхлопными патрубками. Сложнее сделать 179-ю серию – первую с моторами М-105ПФ, где капоты моторов имели промежуточную конфигурацию.

Любителям ранних “пешек” на выручку идет неутомимая НеОмега, предлагающая весьма эффектные конверсии Пе-2 от “Звезды”. Набор моторов М-105РА и ранних “длинных” фонарей помогут оформить Пе-2 ранних серий или Пе-3 1941 года с богатым остеклением носа, “черепахой” и моторами М-105РА. Второй набор предназначен для выполнения Пе-3бис 1942 года. Имея эти наборы, несложно воплотить в моделях и другие ключевые варианты Пе-2 – например, машину 87-й серии с установкой ФТ или 110-й серии с установкой ВУБ-1. Замечу, что капоты НеОмеги встают на звездовский пластик как родные. Наиболее сложной представляется конверсия модели в Пе-2 с моторами М-82. Правда, под это дело один лишний АйСиЭмовский Ту-2 я уже припас…

P.S. редакции: Литники и декали

За неимением литников от “Звезды”, представляем вашему вниманию модель от Italeri, что, суть, то же самое.

Related Articles

Оставить комментарий