Тип: Поликарпов По-2ЛНБ
Масштаб: 1:48
Производитель: Gavia, Чехия
Номер по каталогу №004/0600
Прототип
Легкие самолеты общего назначения По-2 (У-2) конструкции Н.Поликарпова сыграли немалую роль в Великой Отечественной войне. Они исполняли роль связных, штабных, санитарных самолетов, но более всего они стали известны и даже знамениты в роли легких ночных бомбардировщиков.
По-2 был чрезвычайно прост и дешев в производстве и очень легок в освоении и эксплуатации. Кроме того, он обладал отличными взлетно-посадочными характеристиками и неплохой, для своего класса, полезной нагрузкой. Именно благодаря этим качествам самолет широко применялся на всех фронтах Великой Отечественной.
Боевая модификация У-2 – У-2ВС (Войсковая Серия) была принята на вооружение в 1933 г. – было построено 468 экземпляров. Вооружение этой модификации состояло из одного курсового синхронного крыльевого ПВ-1 (200 патронов, ленточное питание), сзади ДТ на шкворневой турели ТУР-7 с четырьмя магазинами (252 патрона); бомбардировочное вооружение предусматривало подвеску шести бомб калибра 8 кг. Управление сбросом – механическое, прицел – АП-2.
С началом войны в легкие ночные бомбардировщики стали переделываться и стандартные варианты У-2. Доработки проводились как в ОКБ, так и на серийных заводах и в действующей армии в строевых частях и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имело огромное число различных вариантов. Формирование облика серийного У-2ВС шло постепенно и закончилось примерно к середине 1944 г. К середине 1944 г. отличия серийного У-2ВС от базового самолета сводились к следующему:
– установка шести Дер-7 под нижним крылом, обеспечивающих подвеску до 300 кг бомб;
– в передней кабине устанавливался ночной бомбардировочный прицел НКПБ-8;
– для улучшения обзора вниз и прицелевания в правом крыле рядом с фюзеляжем сделан вырез;
– за задней кабиной устанавливалась шкворневая установка под ШКАС с ленточным (250-400 патронов) или магазинным питанием, или под ДТ с пятью дисками (по 63 патрона);
– устанавливались АНО и под левым крылом посадочная фара;
– устанавливался шумопламегаситель ШПГ-2
– устанавливался генератор ГС-350 и др.
Полетный вес серийного У-2ВС по сравнению с базовым У-2 был на 388 кг больше. При полной бомбовой нагрузке У-2ВС с мотором М-11Д имел максимальные скорости: у земли – 134 км/ч, на высоте 1000 м – 100 км/ч, практический потолок – до 1550 м. Без бомб летные данные не сильно отличались от данных базового самолета.
Такие самолеты достаточно успешно применялись в ночное время для бомбежки вражеских аэродромов и прифронтовой линии противника.
Модель
В 2000 году чешская фирма Gavia выпустила модель советского легкого самолета общего назначения По-2, конструкции Николая Поликарпова. Эта модель стала первой пластиковой моделью По-2 в масштабе 1:48 (польская фирма Modelkrak выпускает эпоксидную модель По-2 в 48-м масштабе). До этого, По-2 выпускался только в 72-м масштабе. Некоторое время спустя появилась модификация этого набора – По-2ЛНБ – легкий ночной бомбардировщик.
В коробке находятся 4 литника с пластиковыми деталями, пластина с фототравлением, пленка с приборами, декаль и инструкция.
Упаковка
Отлично. Коробка из тонкого картона с крышкой. Все части набора упакованы в полиэтиленовые пакетики с защелками.
Пластик
Модель отлита по технологии ЛНД, но найти отличия от литья по давлением практически нельзя – настолько качественно сделаны отливки. Как вы можете судить по сканам литников – на них нет облоя и недоливов, все детали, включая самые тонкие, такие как пулемет, цилиндры двигателя и т.п., сделаны без каких бы то ни было изъянов. Единственное, к чему можно придраться – это к качеству поверхности – она немного шершавая. Но не составит большого труда отполировать ее.
Деталировка
Деталировка просто превосходная. По-2 был очень простым самолетом, и практически все его детали имеются в наборе или в виде пластика или в виде фототравления.
Кокпит, например, собирается из почти 30 деталей! А приборная доска состоит из пяти частей и собирается в виде многослойного “бутерброда” из пленок и травленых деталей.
В комплект также входят шесть бомб с держателями, медицинские кассеты и лыжи (Литник 4). Именно этим литником набор По-2ЛНБ отличается от базового набора По-2.
Остекление
Остекление, а точнее, просто козырьки кабин даны в виде целлулоидных пластинок, которые нужно вырезать и приклеить на изогнутую фототравленую пластинку (на скане выше обозначена буквой “S”).
Соответствие прототипу
Модель сравнивалась с чертежами Николая Гордюкова из журнала Мир Авиации №1 за 2000 год. Крылья и хостовое оперение ложатся в них идеально. Фюзеляж немного сплоховал (Литник 3): если к части позади кабин претензий нет – там все в порядке, то сами кабины, носовая часть и капот слегка отличаются от чертежей. Сами вырезы кабин на два миллиметра уже, чем на чертежах, а перемычка между ними, наоборот, шире на те же два миллиметра. Носовая часть длиннее на два миллиметра и капот слегка спрямлен. На вид сверху фюзеляж ложится отлично, без замечаний.
Кабины исправить будет сложновато, поскольку по краю кабин проходит валик утолщения. Хотя и это преодолимо, достаточно сначала полностью сточить валик, расширить вырезы и затем приклеить по краю вырезов тянутый литник. Уменьшить же длину носовой части представляется достаточно просто – вехняя и нижняя стороны фюзеляжа в этом месте параллельны, поэтому после выреза лишних двух миллиметров нос должен состыковаться без ступеньки.
Но это все на любителя считать миллиметры – в целом, облик самолета передан хорошо и я, скорее всего, ограничусь укорачиванием носовой части.
В комплекте имеются также кассеты для перевозки раненых (Литник 4). По типу установки (сверху нижнего крыла) эти кассеты напоминают кассеты Г.И.Бакшаева, чертежи которых также имеются на “простыне” Мира Авиации, но по форме кассеты из набора сильно отличаются от кассет Бакшаева. Вполне возможно, что это просто другой тип кассет, поскольку модификаций По-2 было великое множество, включая и кустарные.
Варианты
Помимо основного варианта – ЛНБ на колесах, набор предоставляет возможность собрать также вариант на лыжах и санитарный вариант (также на колесах или на лыжах). Кроме этого, путем незначительных переделок или доработок можно построить и много других вариантов самолета По-2 – набор дает здесь большой простор для творчества.
Декаль
Декаль, входящая в набор, предназначена для трех вариантов самолета:
1. У-2С Санитарный самолет в коричнево-зеленом камуфляже.
2. У-2ЛНБ польской эскадрильи “Краков” (со звездами и “шаховицами” одновременно) в коричнево-зеленом камуфляже.
3. У-2 1939 года защитного цвета с двумя желтыми стрелами на каждом борту.
Два последних варианта можно посмотреть в галерее на сайте фирмы Gavia.
Не самые интересные варианты, но пока больше декалей на По-2 никто не выпускает и если вы захотите построить другой вариант, то вам придется или делать декаль самому или собирать ее из “кусочков”.
Инструкция
Превосходна во всех отношениях. Подробно иллюстрирует каждый шаг сборки, показывает цвет окраски каждой детали, дает различные варианты подвески и оборудования (бомбы, лыжи, санитарные кассеты). Приведены три варианта окраски самолета: по четыре проекции + схема размещения декалей.
К недостатку инструкции можно отнести отсутствие схемы расчаливания самолета (часть расчалок видна на схемах окраски), но это не проблема если у вас есть чертежи из Мира Авиации.
Выводы
Несмотря на небольшие погрешности с геометрией носовой части, модель мне очень понравилась. Она заслуживает самой превосходной оценки и может быть собрана прямо “из коробки”. В польском интернет-магазине Karaya набор продается за 19 долларов. Цена не самая маленькая, но если учесть, что в комплект входит набор травленки, то она вполне оправдана.
Самые высшие рекомендации.
Благодарю Сергея Исаева за помощь в подготовке исторический справки!
Thanks to Gavia, for review kit!