Тип: Су-30МКИ
Масштаб: 1/33
Производитель: Hobby Model
Номер по каталогу: 75
Прежде всего необходимо заметить, что это вовсе не МК а МКИ, который отличается наличием ПГО и двигателями с изменяемым вектором тяги. Разрабатывался он по заказу Индии (отсюда вероятно и буква “И”). Если не ошибаюсь, именно этот самолет разбился в Ля Бурже, задев хвостом за землю.
Следующим злоключением, выпавшим на его долю было его издание Хобби Моделом. Более скверного качества я еще не встречал. Не буду вдаваться в нудное описание перечня деталей, требующих исправления, проще сказать, что править надо все! Ни одна деталь не встает на место без подгонки, примерно четверть деталей вообще пришлось править в ФотоШопе и перепечатывать. Зазоры в 3-4 мм между листами обшивки – это норма. Ни у одной детали состоящей из двух половин (киль, стабилизатор и т.д.) эти половины не совпадают, словно их рисовали разные люди и пользовались при этом разными чертежами. Более менее собираются только первые четыре сегмента носового конуса, все остальное – подгонять и подгонять. Ситуацию здорово осложняет и неудачно выполненый каркас. Он не жесткий, свободно гуляет во всех плоскостях к тому же при его сборке возможны варианты с установкой секций, как их ставить неизвестно до тех пор пока не начнешь обшивку, а тогда уже править поздно.
Инструкция абсолютно бесполезная, ее можно заменить одной фразой – начинайте собирать и собирайте пока не закончите. Нумерация деталей не имеет никакой логики, места установки деталей на обшивке не размечены, в тех редких случаях, когда размечены – размечены неправильно! Кроме всего носовая часть фюзеляжа неправильно окрашена – она должна быть не голубой, а темно-синей. И что мне стоило посмотреть на фотографию до сборки! А рисунки инструкции! Очень многие узлы вообще никак не отражены куда и как что устанавливать можно только догадываться – места установки-то не размечены. Огромное подспорье в работе оказала литература, я пользовался книгой Фомина “Истребители Сухого” издательства AirFleet, без хороших чертежей и фотографий браться за эту модель не стоит.
Множество хлопот доставило остекление кабины: – развертка остекления – неправильной формы – переплет не подходит к остеклению – остекление и переплет в сборе не подходят к фюзеляжу – после того как это все было подогнано и приклеено на место, оказалось что очертания самолета совершенно неправильные – без характерного “горба”.
В результате пришлось все отрывать и начинать сначала, теперь я уже изготовил по чертежам Фомина шаблон кабины, подогнал к нему развертку остекления, сделал с большим запасом гипсовую отливку и долго ее шлифовал, подгоняя к шаблону. Переплет также был сделан с большим запасом и все в сборе опять подгонялось по месту и по шаблону. То что вы видите на фотографиях – это четвертое стекло и шестой переплет.
Ну а теперь переходим к хорошему. Замечательно выполнена подробнейшая расшивка, все линии, заклепки и лючки присутствуют и примерно на своих местах. Очень неплохая деталировка, подробное шасси с объемными створками ниш, на месте все антенны и ПВД. Несколько скудно только в кабине – кресла условные, панели приборов вообще имеют мало общего с оригиналом.
Для улучшения внешнего вида, штоки амортизаторов шасси оклеены алюминиевой фольгой, для изготовления прозрачного обтекателя прицела в качестве формы использовал подходящий по диаметру шарик от подшипника. В посадочных фарах сделал углубления, покрасил в серебро и закрыл выпуклыми кусочками прозрачного пластика.
В заключение хочу сказать большое человеческое спасибо пану Богдану Васяку и забрать назад все обидные слова, что я в его адрес говорил. Без его школы по подгонке кривых моделей вряд ли у меня хватило бы терпения на этот проект.