Тип: Сухой Т-4
Масштаб: 1/72
Производитель: AModel, Украина
Этот самолет в представлении не нуждается. Один из самых смелых и красивых проектов, разработанных в ОКБ П.О.Сухого был «тихо задвинут» отечественной военно-промышленной бюрократией. Единственный сохранившийся экземпляр обречен доживать (точнее догнивать) свой век на стоянке Музея ВВС в Монино.
Сделать Суховскую “Сотку” хотелось очень давно. Примерно с тех пор, как я впервые увидел эту машину живьем в Монино. Однако, припасенная примерно в те же времена вакушка от КАЮКа, пылилась в шкафу, поскольку толковых материалов на прототип не было. Конечно, в Монино я его обснял, но только снизу, поскольку машина высокая и что там у него наверху делается было непонятно. Когда в 2001 году вышел очередной номер Мира Авиации со статьей о “Сотке” и убедительными чертежами, я понял, что вакуумная модель заметно отличается от чертежей по всем измерениям. Поскольку сделать его все-таки очень хотелось, я начал потихоньку запасаться листовым пластиком и прикидывать как и что… И тут (УРА!) появился “очень лимитед” кит от А-Модела.
Итак, что мы имеем… Огромного размера коробка (в которую, на самом деле, поместились бы три таких набора). Не буду придираться к “английскому языку” в инструкции и на коробке, но лучше никакого, чем такой. Перед иностранцами стыдно.
“Главная часть” – это приличных размеров центроплан из эпоксидки, включающий среднюю и хвостовую часть фюзеляжа, крыло и “пакет” двигателей. Эпоксидка “обычная” – т.е. полупрозрачная и хрупкая, в верхний слой которой замешана алюминиевая пудра. При этом деталь полая внутри. Что самое неприятное – поверхность отлита достаточно грязно, есть сколы, кое-как замазанные “шпаклевкой” из эпоксидки. Больше всего расстраивает качество имитации листов обшивки. Линий много, но при этом они довольно широкие, с неровными краями, криво нарезанные. Оставлять ее «как есть» очень не хочется, а как исправить – не очень понятно, учитывая, что деталь все-таки эпоксидная.
По технологическим соображениям ниши основных стоек шасси сделаны «глухими» и их тоже необходимо дорабатывать. Носовая ниша удалась лучше, поскольку она представлена пластиковыми частями.
Киль сделан тоже эпоксидной деталью, причем качество поверхности соответствует фюзеляжу.
Остальные детали -из обычного А-моделовского светло-голубого пластика, который, кстати, замечательно обрабатывается.
Тонкими и аккуратными пластиковыми деталями представлены передние и задние кромки крыльев, киля, их предстоит клеить встык к эпоксидным частям. . Решение интересное, надеюсь, что соберется такой «бутерброд» хорошо.
Отдельными частями даны люки над креслами пилотов, внутри кабины – панели приборов и кресла. При желании можно сделать интерьер, если знать, как там все выглядит на самом деле. Носовую часть можно сделать опускаемой.
Качество пластиковых отливок обычное для современного уровня А-Модела. Местами наличествуют приличного размера утяжины, особенно неприятные на колесных дисках. Еще один неприятный момент – полностью отсутствует имитация внутреннего содержимого воздухозаборников, воздуховоды и какая-либо имитация внутренностей двигателей со стороны сопла. На воздухозаборник и сопла двигателя предлагается сделать заглушки.
Декаль неплохого А-Моделовского качества. Номер дан красным, что соответствует нынешнему состоянию машины, стоящей в Монино. Однако, судя по схеме окраски и фотографиям в Мире Авиации, номер «летавшей» машины был желтым.
В целом, впечатления от А-Моделовского изделия противоречивые. С одной стороны, очень радует, что появилась, хоть какая-то основа для постройки копии этого замечательного самолета. Насколько можно судить на данном этапе, в чертежи модель ложится хорошо. Но, безусловно, чтобы получить в итоге качественную и красивую копию, делать и переделывать в этой модели придется много.