Главная АвиацияСтатьи1/144 Ил-76ТД от ОКБ-144 в 1/144

Ил-76ТД от ОКБ-144 в 1/144

2,3K просмотры

Тир: Ил-76ТД
Масштаб 1/144
Производителдь: «ОКБ144» (Россия).

Технология: Пластик, ЛНД:
белый пластик – 67 деталей
прозрачный пластик – 2 детали
фототравление – 14 деталей

2 варианта:
1. Борт №76472
2. Борт №76479, т.наз. “полярная” версия
1 вариант – нижние поверхности, крыло и стабилизатор, окрашены в светло-серый цвет; верхняя часть фюзеляжа белая, на фюзеляже белая полоса.
2 вариант – крыло и оперение красного цвета; верхняя часть фюзеляжа белая, на фюзеляже красная полоса.

Декаль: 55 элементов для оформления модели в соответствующие варианты.

Реактивный воздушный извозчик

 

О самолете

Ил-76 навевает видом своим американский «Старлифтер», но такой, с позволения будет сказано, имидж реактивного транспортного самолета определился еще с конца шестидесятых. Все «грузовики» выполнены весьма похожими, на то есть причины в виде многих сложившихся и оптимизированных конструктивных решений. Разработка и испытания прошли в период, когда о новинках авиапрома печать особо не распространялась. Но и в эпоху «громких разоблачений и разглашения тайн» по поводу грузового Ила ничего не писали, да и вообще его история как-то обошлась без большой помпы и шума в прессе (до сих пор по этому самолету нет не только хорошей монографии, но даже подробной статьи, ну, по крайней мере, мне о том неведомо). Не считая, пожалуй, только патологического смакования в газетах нескольких катастроф с Ил-76. Наверное, так и должно быть – работу машина выполняет, в основном, мирную, все давно к ней привыкли и похоже, что время «отдавать дань» ей в виде толстых книжек и сенсационных статей не пришло – пусть себе еще спокойно полетает. Тут еще все впереди. А вот модель самолета, на котором перевезено столько грузов, причем далеко не всегда в «шоколадных» условиях (один Афганистан чего стоит!) должна, по идее, давно появиться. Но… судьба была только теперь, видно.

О модели

Скромная, но стильная коробочка вместила немного деталей из пластика двух типов: двигатели с пилонами, колеса и стойки шасси, обтекатели узлов привода закрылков из обычного бело – коричневатого полистирола, остальные – из жесткого полупрозрачного белого пластика, cкорее всего, того же полистирола, но другого типа. Помнится, из похожего отливали нововский «Глостер Джавелин». Этот набор, как и другие эксклюзивы, предназначен только для опытных коллег и представляет собой лишь набор заготовок. Для не желающих или не умеющих много работать (придется что-то делать просто с нуля, другое – выводить и подгонять) он категорически противопоказан и вызывает у них обильные высказывания в виде массы труднопередаваемых эпитетов уже при беглом осмотре содержимого коробки. Если Вы человек закаленный и в запасе есть время и силы – можно попробовать читать эту статью дальше.

По сравнению с Ту-104 и Як-40 «травленки» очень мало – антенны и щитки шасси с «дворниками». Пригодились бы еще диски колес и створки реверса движков. Особенно диски – качество литья колес их просто убило – проще сделать заново. Что касается других дефектов изготовления, а именно, недоливов и царапин, то это дело поправимое. Очевидно, что лишь намеченные ответные отверстия под штифты консолей крыла и стабилизатора делают все эти штифты совершенно ненужными – работать лучше «встык», напрочь аккуратно их сточив. Это значительно правильнее, чем пилить отверстия (все равно точно не получится).

Две прозрачные детали набора есть заметный прогресс фирмы «ОКБ-144» и по качеству напоминают несколько ухудшенные изделия раннего «Пластикарта». Также в лучшую сторону, по сравнению с тем же «окабэшным» Як-40, выполнена внутренняя расшивка на крыле, двигателях и оперении, хотя хотелось бы видеть более тонкую и аккуратную работу. К сожалению, на фюзеляже расшивка весьма посредственная – то исчезает, то плавает по глубине. Фактура поверхности лишь намечена. Вообще, по словам изготовителей модели, с фюзеляжем при литье много проблем. А потому все отмеченные недостатки остается списать на, мягко говоря, отличные от той же «Хасегавы» производственные условия.

Декаль на два варианта выглядит неплохо. О работе с ней ниже.

Инструкцию можно было бы признать вполне приличной, но низкая разборчивость ч/б схемы окраски и маркировки делает ее трудночитаемой – при отделке модели не обойтись без хороших цветных фотографий: иллюстративные фотографии тоже не радуют глаз. Номера элементы декали имеют, схема окраски и маркировки в инструкции – нет. Можно только догадываться, что «переводилки» за номерами 72 и 79 – скорее всего «идут» на стояночные заглушки двигателей. И почему бы не дать чертежик в масштабе 1/144, как у того же Як-40? Скорее всего, просто его в природе нет, но все равно искренне жаль…

Вот такой набор получился. Из-за отсутствия хороших чертежей замеров я не делал, но сравнивая детали с многочисленными фотографиями Ил-76ТД (и со схемой в инструкции – уж она -то точно выполнена по чьим -то чертежам), обнаружил, что все на месте и есть шанс собрать модель действительно Ил-76ТД. О том вам и поведаю.

Сам процесс

Никаких откровений и навороченных технологий. Просто комментарии и последовательность работы.

Шаг 1
Привычно убираю небольшой облой. Вывожу формы всех деталей после отделения от литников надфилями и наждачной бумагой. Резаками и иглой восстанавливаю (местами делаем заново) раскрой обшивки, проделываю отверстия под стойки шасси на половинках фюзеляжа. Явно велики штифты на обтекателях механизмов привода щитков. Решил их вовсе срезать, чтоб не мешались.

Шаг 2
Собираю фюзеляж. Загружаю предварительно нос пластилином. Половинки – не близнецы: одна из них длиннее на миллиметра полтора… Где у меня надфили? На носу недолив – туда пришлось вклеить вставку. После полимеризации вырезаю отверстия под остекление кабин пилотов и штурмана. Окончательно скальпелем и «нулевкой» аккуратно вывожу их под соответствующие «стекляшки». Увы, щелей избежать не удалось. Буду шпаклевать ПВА. Восстанавливаю раскрой. Углубляю характерные отверстия у корня центроплана и ВСУ (?) на «боке» – обтекателе шасси (а чертежик все же не помешал бы…). Приклеиваем «бока» и «низ» (детали 29,30 и 12 ). Щели проливаю «Супер Моментом». Снова подчищаю швы.

Шаг 3
Похожие операции провожу с половинками «двигателей». До этого окрашиваю их внутренние части и вкладываемую при склеивании видимую часть «компрессора» ( окрашенные детали 22). В этот шаг можно вписать и рутинную склейку половинок консолей крыла и вертикального оперения – а вот тут никаких подгонок, господа товарищи коллеги. Только подчистить стык. Здесь же устанавливаю обтекатели привода щитков. Окрашиваю движки, консоли и стабилизатор. (Фото 2, 3).

Шаг 4
Осторожно убираю рудименты штифтов на плоскостях стыков консолей, стабилизатора и киля). Спокойный и нудный процесс часто чередую с примеркой на предмет максимально безщелевой стыковки. Муторно, но это облегчит жизнь при склеивании сепаратно окрашенных деталей. Не забудьте про поперечные углы установки консолей!

Шаг 5
Шасси. Все пришлось подправлять и подчищать, а также высверливать отверстия внутренних колес тележек шасси. Убитые колеса заново делать не стал. Просто с помощью маленьких трубочек – пробойников изготовил бумажные диски и приклеил их на наружные стороны колес. Вполне похоже на правду! Окрашиваю и собираю тележки.

Шаг 6
Смотри шаг 1 в части раскроя. Потом, пройдя по фюзеляжу «нулевкой», мою его (как и другие детали до и после) с помощью зубной щетки в растворе стирального порошка, потом водой. Верх и низ разделения цвета «отбит», как всегда, намыленной полоской газеты. При этой технологии важно, чтобы мыльная влага не вылезла из-под газетной полосы. Можно применить и обрывки отделочной пленки (Oracal и ей подобные – если долго не держать на модели, то удаляется, не повреждая краску).

Шаг 7
Перевожу на фюзеляж и крыло те фрагменты декали, которые потом будет трудно водрузить на место. Загубил полосу, что идет вдоль фюзеляжа. Cама полоса – весьма неточно выполнена и ее проще сделать заново. В моем случае пришлось ее буквально «ваять», чтобы приблизить к необходимой кондиции. Два ее фрагмента (из трех) рассыпались в прах в воде, придется попросить замену. Так что лучше предварительно дунуть на лист декали лак. Укрывистость декали неважная, других претензий нет – и имеющихся хватит! Выполняю имитацию посадочных фар из кружочков фольги, вклеенной в заранее высверленные углубления у обтекателя РЛС.

Шаг 8
Вот теперь, крайне аккуратно удаляя краску со склеиваемых стыков, монтирую сначала двигатели, потом стабилизатор, с движками крыло на фюзеляж, шасси.

Шаг 9
Если честно – честно, то кое где пришлось закрасить огрехи от попавшего куда не надо клея. Если и у Вас получилось с установкой всей травленой «мелочи», то можно считать, что с ремонтом часов мы точно справимся. Только показали бы, что менять… Я отвлекся… Всю мелочь, не дыша, крашу кисточкой №0. Перевожу остатки фрагментов декали. Грунтованные ПВА стыки «стекла» кабин прикрываю сверху полосками из самостоятельно изготовленной декали. Цветным лаком имитирую БАНО и проблесковые маячки. … Да, получился борт № 76472. С характернейшим выражением «лица», образованного «глазами» – остеклением кабины пилотов, «носом» в виде радиопрозрачного обтекателя и улыбчивым «ртом» переплета штурманской кабины. Последняя, или, если по – авиационному, крайняя операция – наношу издалека полусухим факелом лак и что вы думаете? Да ничего – ставлю мой Ил-76ТД рядом с Як-40 после фотографирования, конечно.

Резюме – эх, побольше и покачественнее было бы моделей советских и российских гражданских самолетов на нашем рынке! ОКБ-144 – ДАЕШЬ!? Тема не для всех, но нужная всем любителям масштаба 1/144.

Что касается данного случая, то нельзя сказать, что Вам неслыханно повезет, если этот «кит» окажется у Вас, но первоначальное пугающе – сложное чувство от него обманчиво, работа вполне по силам любому мало – мальски продвинутому моделисту, а результат вдохновляет на продолжение «банкета в столовой» ОКБ-144.

Литература:

1. Scale Aircraft Modelling. Июнь 1998 г.
2. Фото из различных источников и Internet.

Related Articles

Оставить комментарий