Тип: Бе-12
Масштаб: 1/144
Производитель: ОКБ-144
Характеристика: пластиковая, ЛНД, белый пластик – 50 деталей, прозрачный – 5, ФТД – более 45 деталей, декаль – 34 элемента на три варианта оформления:
ВМФ СССР, “красный 12”
ВМФ России, “красный 18”
ВМФ Украины, “желтый 55”
Все варианты окрашены в серый (“шаровый”) цвет.
Линейные размеры
Длина Размах
Оригинал 30,1 (30,11*) м 29,84 м
1/144 20,9 (20,91)см 20,72 (21,0) см
Модель 21,05 см 21,25 см
* в скобках – отличающиеся данные из другого источника.
Эта машина общеизвестна. Кому-то она нравится, кому-то нет. Амфибия, похожая на сказочное насекомое, с “яйцекладом” магнитометра. Итак, обычная краткая справка. Свое основное предназначение – противолодочный самолет – Бе-12 не оправдал. Как рассказывают его пилоты, он не позволяет расслабиться в полете, требует особого внимания на взлете и посадке с воды. Из-за худших мореходных качеств по сравнению с предшественником – Бе-8 он может лишь весьма ограниченно применяться в открытом море. Также весьма неудобен в техническом обслуживании – попробуйте добраться до движков, расположенных на самой верхотуре! В позитивном плане – получился довольно надежный самолет. На нем установлен ряд мировых рекордов. Во множестве модификаций он долгое время в строю. Об этом и о многом другом хорошо написано в замечательной монографии [1]. Конечно, кое к чему можно и придраться, но это пособие по самолету – просто пример для подражания хотя бы в плане качества печати, богатства фотоматериалов и графики. Почитайте – и все встанет на свои места: станут понятными многие причины противоречивого облика “Чайки” Бе-12. Самолета, который может еще послужить. Если на его модификацию найдутся средства.
МОДЕЛЬ: прежде хотелось рассказать вообще о моделях “ОКБ-144”. Почему, надеюсь, вы поймете. Так получилось, что с большинством изделий от этого производителя я хорошо знаком. До Бе-12 собрал Як-40 и Ил-76ТД, Ту-104А изучил только в коробке. Ту-16 – единственное, что осталось “вне”. Прямо скажу – и при первом, и при втором и при и т.д. взгляде на содержимое скромных, но стильных коробочек возникает отчетливое чувство нежелания все это собирать. Причин тут много – жуткий облой, ну просто никакие мелкие детали, полупрозрачный пластик (детали отлиты как будто из мыла). Поначалу просто непонятно, а соберется ли это все вообще! Традиционные попытки как-то “на сухую” состыковать половинки фюзеляжа, консолей оканчиваются ничем – мешает облой, в котором линии стыка просто исчезают. Штифты и посадочные отверстия вроде намечены, но вычленять их из бесформенного облоя не стоит – проще срезать все штифты. Несколько возвращает способность хоть как-то воспринимать набор наличие “травленки” и декали вполне удовлетворительного качества. Окончательно приходишь в себя после того, как выясняется, что вроде бы геометрия деталей в порядке. Ну, а после сборки получаются модели, замечательно похожие на оригинал практически во всех ракурсах! Конечно, получаются после громоздкого по времени этапа шлифовки и подгонки, но при вполне стандартном уровне доработок! Да, верно написано в кратком представлении модели Бе-12 в 9-10 “Моделизма” – от всего этого можно заработать стойкие комплексы. Но если есть закалка и опыт, то работа над изделиями от “ОКБ-144” не покажется уж очень сложной. Перейдем конкретно к “Чайке”. Между прочим, это возврат “ОКБ” к копированию стопроцентно боевого самолета после долгого “гражданского” периода. Возможно, я не прав, но мне хотелось бы увидеть в новинках от этого производителя модель какого-нибудь цивильного аппарата.
ПЛАСТИК: весь набор вышеописанного кошмара и позитива. Правильность геометрии подтверждают чертежи и “боковик” в инструкции (о ней ниже), который дан в нужном масштабе 1/144 как один из вариантов оформления модели. Правда, практическое отсутствие четко отлитых посадочных отверстий и плоскостей сопряжения потребует при подгонке и сборке огромного внимания. По большому счету, очень трудно “удержаться” от таких отклонений и что-то точно “уедет”. Раскрой не вполне аккуратный и верный, много линий просто отсутствует. Качество пластика не позволит выполнить самостоятельно раскрой четко и красиво.
МЕЛОЧЬ: по нижеуказанным причинам сразу принято решение отказаться от варианта сборки на колесном шасси. Пластиковые детали шасси? Считайте, их просто нет, альтернативные ФТД – слишком мягкие и не копийные: все-таки стойки и тяги шасси круглые, а не плоские. Из мелких деталей набора оставлены, после стачивания изрядного облоя, лишь воздушные винты и колеса (их видно в убранном положении). ПРОЗРАЧНЫЕ ДЕТАЛИ: традиционно слабое место всех наборов “ОКБ”, хотя у Ил-76 “стекло” лучше получилось. Очень желательно заменить на изготовленные заново, особенно обзорный блистер.
ФТД: конфигурация деталей верная, из-за мелкого масштаба они имеют “привычку” пропадать и требуют особой аккуратности при монтаже. Красить лучше сразу на рамке. Гальванического покрытия нет, поэтому детали очень мягкие. ДЕКАЛЬ: самое приятное, что можно обнаружить в наборе. Причем, именно у Бе-12. Не считая обнаруженного небольшого “серебрения”, все очень хорошо. В отличие от ранней комплектации, где декаль полиграфически оставляла желать лучшего и легко рвалась, быстро высыхала и распадалась. ИНСТРУКЦИЯ: всегда вспоминаю “окабэшный” – же Як-40. Там все было в порядке. Особенно здорово, что были проекции в 1/144. Что имеем сейчас. Плохое разрешение печати сделало трудным для восприятия схемы окраски. Судя по фото оригинала (российский борт 18) расположение флажка по правому борту несколько иное. Рисунки этапов сборки в целом понятны, но выполнены небрежно. Историческая справка отсутствует.
РАБОТА НАД МОДЕЛЬЮ: после долгого этапа подгонки и шлифовки обнаружены неустранимые изъяны стыковки, которые потребовали шпаклевки. Щель под стабилизатором и недоливы на передних кромках консолей в корневых их частях заделаны пластиковыми вставками, которые затем шлифовались до придания необходимой формы. В 80% для ликвидации щелей хватило 2-3 слоев “Супермомента”. Остальные потребовали модельной шпаклевки. Пострадавший раскрой восстанавливался, новый я не выполнял. Кстати, несмотря на непонятное происхождение пластика, клеится он великолепно самым доступным клеем от “Звезды”. После этого модель была окрашена в основной цвет, простейшая схема окраски определила простейшую же работу. Некоторых навыков требует окраска лопастей и коков воздушных винтов. Клеем ПВА (кстати, в Штатах его называют очень правильно – буквально на русском это звучит как “белый клей”) было приклеено заранее подогнанное “стекло”. Причем кабина пилотов на миллиметра полтора шире фюзеляжа (еще один повод сделать его заново). Окраска переплета, в порядке разнообразия и эксперимента, была выполнена колонковой кистью 0. Получилось вполне удовлетворительно. Заранее окрашенные ФТД поочередно перекочевали на подобающие места. Произведена подкраска поврежденных участков окраски и нанесена декаль. Так как модель планируется использовать как сувенир, она была установлена на подставку. Поэтому тонирование и следы эксплуатации не выполнялись. Что касается последних, то наиболее характерной особенностью облика строевых Бе-12 является наличие закопченных нижних частей шайб вертикального оперения и “светящаяся” структура набора. РЕЗЮМЕ: строго для опытных коллег, не боящихся рутинного труда. И конечно, для тех, кому интересны такие прототипы. Результат работы вполне положительный.
Литература:
Артемьев “Самолет трех стихий”
Журнал “Авиация и Время”
А.Л. Борискин, Саранск
Обзор предоставлен главным редактором газеты “Моделизм” А.Ершовым