Тип: Ил-4
Масштаб: 1/72
Производитель: Revell+Звезда
ТОРПЕДОНОСЦЫ, ИЛИ КАК Я ДЕЛАЛ МОДЕЛЬ ИЛ-4
Эта модель на региональном конкурсе в Буффало, США в апреле 1999 г. заняла первое место в классе двухмоторных винтовых самолетов в масштабе 1:72. Конкурс проходит ежегодно, на нем принимают участие около 800 моделистов из разных городов США и Канады.
Я влюбился в этот самолет как только прочитал о нем первую статью Родионова в “Моделисте-Конструкторе” с прекрасными чертежами. Вскоре после этого фирма Пластикарт объявила о выпуске модели этого самолета в 72-м маштабе. Я начал усердно искать эту модель. Шли годы, но ничего не появлялось на прилавках магазинов, а также на Московском клубе. Правда, помню мелькнула модель Ил-4 (по слухам от Альфы), я ее даже в руках подержал, но уж очень она была дорогая. Что мне запомнилось, так это то, что по качеству литья и расшивки она была на уровне недавно выпущенного Як-6.
Прошло еще пару лет и я наконец добыл Ил-4, но теперь уже в новой красивой коробке от Revell. Радости моей не было предела. Но, как говорится, вслед за радостью приходят огорчения. В связи с конструктивными особенностями модели (фюзеляж состоит из четырех частей) сечение фюзеляжа оказалось приближенным к прямоугольнику и отдаленным от овала и поправить это дело было невозможно. Так и стояло это чудо у меня в ящике, спрятанное от чужих глаз.
Но вот, наконец, в журнале “Аэроплан” появилась похвальная рецензия на якобы Альфовский Ил-4 (уж не тот ли, что я видел на Московском клубе много лет назад?).
Спустя некоторое время заветное название стало появляться в каталогах фирм, торгующих моделями по почте (Ил-4 от “Звезды”, Ил-4 от ТОГО, не путать с ТОКО! Кстати, уже после того как моя модель была готова, я увидел модель ТОГО в магазине за $40 и упросил продавца открыть коробку. К моему удивлению и даже злорадству я увидел старую знакомую “Звезду/Альфу”, вот только декаль и коробка с инструкцией были на порядок лучше). Итак, я решился! (Тем более как можно было устоять после публикации новой статьи с еще лучшими чертежами в журнале “Авиация и Время”).
Открываю пакет, заглядываю в коробку. Пластик темно-серого цвета, фонари толстые и непрозрачные, расшивка узкая и глубокая на фюзеляже и широкая и мелкая на крыльях, капоты даже не напоминают наперстки: с утюжинами и неправилной формы. На ту “Альфу” с давнего Московского клуба совсем не похоже. Но зато фюзеляж овальной (Ура!!!) формы. Ну, думаю, теперь ты меня не обманешь, сделаю я тебя.
Должен заметить, что была у меня также и несобранная модель Ил-4 от Revell (досталась, как говорится, на халяву), и не менее важно, набор вакуумформовых фонарей от фирмы Falcon, Новая Зеландия, для целого ряда Советских самолетов, включая Ил-4 от Звезды.
После сравнения двух моделей – от Звезды и от Revell, возникла идея взять лучшее от каждой из них и попытаться сделать что-либо достойное.
Итак,
Фюзеляж
Мне с самого начала было ясно, что фюзеляж от Звезды по крайней мере похож на то, что должно быть. Стыковка двух половин не вызывала никаких трудностей. Я решил деталировать кабины пилота и штурмана. Пол кабин у Звезды довольно примитивный, так что я взял соответствующую деталь у Revell. Небольшая подгонка и дело сделано. Глядя на чертежи, я увидел, что кресло пилота лучше проработано у Звезды, хотя его пришлось несколько сточить. При этом надо следить чтобы кресло не вылезало за обводы кабины, так как новый пол выше чем предложенный в наборе. Из остатков фототравления от других моделей я позаимствовал боковые панели. Также был добавлен компас (он довольно крупный и должен быть виден), кислородний баллон на полу, установлен штурвал. Кресло кабины штурмана лучше у Ревелла, его я и поставил. Были добавлены привязные ремни на оба кресла. Затем обе половины фюзеляжа были склеены. Хочу посоветовать на этом этапе не склеивать половинки в районе предней части фюзеляжа сверху.
На этом же этапе была сделана поручень-антенна. Я набрал необходимое количество тоненких прутков, просверлил отверстия в каждом из них и вставил в фюзеляж так, чтобы они слегка выпирали наружу. В эти отверстия была протянута тоненкая стальная проволока. Результат меня полностью удовлетворил, надо только быть аккуратным, чтобы все это было на одной линии, а не гуляло вверх-вниз. Также с обеих сторон фюзеляжа в районе кабины стрелка радиста я вырезал небольшие окошки, которие просто были отмечены как линии расшивки.
Пришла пора браться за
Центроплан
В силу конструктивных особенностей Ревелла, его центроплан использовать было невозможно, поэтому пришлось довольствоваться тем, что было в наборе у Звезды. Неисправляемая ошибка – покатые несущие поверхности (должны быть ровные). Должен заметить, что когда центроплан был состыкован с фюзеляжем, меня охватил ужас. Щели были не просто большие, а огромные! Но воспитанный на традициях моделирования в условиях отсутствия приличных моделей, я переборол страх и запасся шпаклевкой. Размер щелей был таков, что любая шпаклевка посыпется, а если не посыпется, то усядется. Проблема была решена вставкой кусочков тянутого литника (кусочки литника нагреваются над открытым пламенем и растягиваются до необходимой толщины – ред.) и обильного смазывания их клеем. При этом литник делается мягким и его можно аккуратно вдавить в щели. Эта процедура также выполняет функцию армирования для последующего нанесения шпаклевки. Когда клей высох, места обработки были зашкурены и проверены на раковины (неизбежный процесс). Более мелкие щели, куда облой втыкать было неудобно, были обработаны шпаклевкой. Процесс зашкуривания повторился опять. Тонкий слой краски в районе стыка центроплана и фюзеляжа позволил выявить мелкие дефекты. Проблема была решена с помощью циакрина, который закрывает мелкие неровности и шероховатости. Вообще-то я очень интенсивно использую цианоакрилаты при постройке моделей. Но тут пришлось закрывать огромные дыры, поэтому циакрин пошел в ход лишь тогда, когда они были побеждены. Очередное зашкуривание, тонкий слой краски, И, ура, этот узел готов.
Пора приниматься за
Крылья
Как я уже отметил вначале, мне очень не понравились крылья в наборе от Звезды, а особенно мотогондолы с капотами. Это особенно бросалось в глаза при сравнении с Ревелловской моделью. Приложив крылья от Ревелла, а они идут вместе с гондолами, к центроплану от Звезды, я увидел, что можно без особого труда подогнать их друг к другу.
Верхние половинки крыла у Ревелла отлиты вместе с центропланной частью, а нижние консоли идут отдельно, начиная от мотогондол. Я отпилил “лишний” кусок на верхних половинках плоскостей. Рекомендую оставить немного больше, чем следует спилить, а затем лишнее после примерок убрать напильником. При этом следует почаще примерять, чтобы соблюсти угол установки консолей и плавную стыковку Ревелловского крыла со Звездовским центропланом. Следует также заметить, что хотя и ругают Звезду за уклон поверхности центроплана от фюзеляжа до мотогондол, у Ревелла этот уклон еще хуже.
Эта операция заняла 10 минут. Еще одна примерка консолей к центроплану Звезды, и стало ясно до каких пор надо убирать лишнее, чтобы обеспечить идеальную стыковку. Эта линия проходит как раз по границе мотогондол. Когда половинки консолей были склеены и приклеены к центроплану, я понял, что идея удалась. Место стыка было закрыто тонкой пластиковой лентой, которая иммитирует стальную стяжную ленту оригинала. Была сделана посадочная фара (из куска плексиглаза, так как Ревелловская фара никак не подходила к Ревелловскому же крылу) и открыты заборники маслорадиаторов.
Настала очередь взяться за
Горизонтальное оперение
Опять таки, в силу конструктивных особенностей разных моделей, горизонтальное оперение Ревелла не подходит к фюзеляжу Звезды. Звезда сделала стабилизаторы из двух половинок – верхней и нижней. Не спешите склеивать их вместе! Сложив обе половинки вместе и примерив к посадочному месту на фюзеляже, я обнаружил, что толщина стабилизатора в сборе чуть ли не вдвое превышает толщину кромки на фюзеляже! Стачивать внутренние поверхности половинок стабилизатора пришлось очень долго. Неизбежную щель между стабилизтором и фюзеляжем я зашпаклевал и проциакринил. Опять тонкая струя краски, чтобы проверить не проявилась ли где щелочка, и этот узел готов. Настало время взяться за
Остекление кабин
Первым делом я примерил фонари из Звездовского набора. Они оказались какими-то желтоватыми (в моем наборе, более позднего выпуска фонари имеют синеватый оттенок – ред.) и довольно толстыми. Это все не главная беда. Мне, видимо, достался набор с еще Альфовской отливкой, в которой входной люк штурмана и астролюк даны отдельно. Оставлять их открытыми – будет видна чрезмерная толщина стенок фонарей, попытался закрыть: ни за что не подходят, как ни крути. Пришлось пойти на риск и я решил использовать фонари от Falcon. Раньше я имел дело с вакуумформовскими фонарями весма малых размеров (для Як-1, Ла-5, ЛаГГ-3). С фонарем пилотской кабины я справился быстро. А у штурмана не фонарь, а фонарище! Аккуратно отрезав две половинки с Фалконовского листа и подшкурив кромки среза, я сложил их вместе и примерил к фюзеляжу. В этот момент я понял, что выход найден. Склеив обе половинки фонаря вместе, а делать это надо циакрином, причем очень аккуратно, чтобы не получить гнусного налета, я дал время на просушку, а затем аккуратно прошелся шкуркой по местам стыка. Снизу это не страшно, так как низ все равно закрашивается, а сверху линия стыка лежит как раз по линии переплета. Кроме того, даже если что внутри и замутится, можно легко счистить налет, так как фонарь пока открыт с двух сторон. Затем фонарь был тщательно примерен к фюзеляжу (помните, фюзеляж на стыке возле штурманского фонаря еще не был склеен). Оказалось, что подгонка почти не требуется, то есть поиграв зазором мезду половинками фюзеляжа, можно легко добиться очень хорошего “бесщелевого” стыка фонаря к фюзеляжу. Опять в дело вступил циакрин и вот штурманский фонарь сидит на месте. Делать эту опрацию надо быстро и точно, так как циакрин “хватает” очень быстро. И на этот раз все обошлось без замутнений к моему глубокому удовольствию. Через несколько дней (после такого стресса надо было отдохнуть) я увидел, что все-таки кое-где есть щелочки-зазорчики между фонарем и фюзеляжем, а также ступенечки. Главное, что были они в тех местах, которые подлежат окраске. Быстро справившись с ними, я перешел к двигателям.
Двигательная группа
Так как мотогондолы отлиты вместе с Ревелловским крылом, то ясное дело, что и двигательная группа пришла оттуда-же. Юбки капотов у Ревелла даны отдельными деталями и представлены в открытом виде. Капоты также куда лучше, чем болванки от Звезды (вот пишу и ругаю Звезду, а ругать надо Альфу!). Капоты отлиты вместе с жалюзями. Проверив справочные материалы, я еще раз убедился, что жалюзи ставились только зимой. При этом юбки капотов закрывались заподлицо с мотогондолами, как это представлено Звездой. Если жалюзи отсутствуют, то юбки капотов могут быть в любом положении. Большого выбора у меня не было. Так как юбки капотов у Ревелла открыты, то надо убирать жалюзи. А раз так, то необходимо поставить двигатель соответствующего диаметра и приемлемой степени реализма. С реализмом у Ревелловских движков было не все в порядке. Через Интернет я нашел дистрибьютеров резин-двигателей Engines and Things (можно заказать в Aviation Usk) и обнаружил в их ассортименте двигатель М-88Б, как раз то, что нужно. Когда двигатели были доставлены, оказалось, что надо стачивать внутреннюю поверхность капотов. Покрасив двигатели и пройдясь по ним сухой кистю с серебрянкой (dry-brush) я установил их на место. Ниши шасси у Ревелла неплохо проработаны (показан силовой набор), стойки также отлиты чище чем у Звезды, да и производят впечатление более устойчивых. Коки винтов и лопасти также смотрятся более убедительно, чем у Звезды. Обычно я ставлю шасси после покраски модели. В данном случае были вклеены детали, к которым позднее были приклеены стойки с подкосами.
Окраска, декали
Перед покраской прозрачные части фонарей были замаскированы скотчем (я пользовался узкой лентой от Тамийи). На это ушло несколько часов плюс два или три лезвия от X-Acto, ведь надо, чтобы они все время были острыми. Я обычно пользуюсь акриловыми красками Polyscale и считаю их отличными. Я выбрал схему окраски Ил-4 5 ГвМТАП Черноморского Флота. Самолет был окрашен в зеленый и черный цвета сверху, низ – голубой. Окраска производилась аэрографом по “жесткой” схеме, затем я прошелся по границам цветов “от руки”, чтобы получить слегка размытый эффект. Была добавлена белая полоса по килю. После просушки модель была покрыта блестящим лаком. Спустя сутки пришла пора декалей. Они были подобраны из обрезков и запасов. На следующий день модель получила несколько слоев матового лака. Серебрения декалей не наблюдалось, что весьма меня удовлетворило.
Пришла пора снять маскировку с фонарей. Как же было приятно смотреть как открывается богато остекленная кабина штурмана! Результатами покраски я остался вполне доволен.
Чтобы модель не выглядела как только что выпущенная с завода, пришлось ее подстарить. Иммитация потертой и отколовшейся краски была сделана тонкой кисточкой с алюминиевой краской, особенно в районе подножек, по крылу вдоль левого борта, а также у лючков доступа к двигателям, бакам и прочему оборудованию.
Мелочевка
Турель стрелка была взята от Ревелла и переделана до более приемлемого вида внутри, пулемет я набрал из иголок. Переплет колпака турели был сделан из декалей. Пулемет штурмана несложно сделать самому, но у меня была возможност заказать пакетик от Aeroclub с двумя ШКАСами, один из которых пошел в носовую кабину. Круглый колпак в самом носу дается Фалконом в виде отдельной детали. Аккуратно вырезав его и вставив предварительно пулемет, я приклеил колпак к штурманской кабине (опять-же циакрином). Переплет колпака был сделан из декалей.
Торпеда была покрашена в серебристо-стальной цвет и установлена на держателе. Вся конструкция была приклеена к нижней части центроплана. Торпеду я взял от Ревелла (Звездовская неплохая, но в моем наборе один из стабилизаторов был надкусан), а вот подвесной контейнер за торпедой сделан лучше у Звезды.
Антенна радиополукомпаса на торпедоносцах внизу фюзеляжа не ставилась, так как в этом месте она мешает торпеде. Ее устанавливали либо над кабиной штурмана (но я ни разу не встречал фотографий такого варианта), либо в заголовнике за кабиной пилота, так что ее снаружи не видно. Были установлены выхлопные патрубки на двигатели с предварительно высверленными отверстиями. Звездовские патрубки немасштабно толстые, поэтому я взял Ревелловские.
Балансир руля направления я сделал из булавки от мужской сорочки, такие тоненькие с маленькой каплевидной пластмассовой головкой.
Трубка Пито в обоих наборах никуда не годилась, поэтому ее также пришлось сделать из иголок.
Закончив все основные работы, я установил мачту антенны и натянул тонкую капроновую нить, не забыв при этом дать спуск к кабине стрелка-радиста. Ранее вырезанные окошки в фюзеляже у кабины стрелка получили порцию Crystal Clear, что очень эффектно иммитирует остекление.
Результат
Выводы
На сегодняшний день достойной модели ДБ-3Ф/Ил-4 не существует. На мой взгляд комбинация лучших решений предложенных Звездой (фюзеляж) и Ревеллом (крылья, мотогондолы, капотирование моторов) совместно с вакуумформ фонарями от Falcon позволила сделать достаточно приличную машину. Да, не лишенную недостатков, но все-же лучше, чем каждая из этих моделей отдельно, И тем более лучше, чем вообще ничего. Что бы я сделал иначе по прошествии времени и накопления опыта? Я бы не спешил и перешил крылья. Я бы установил в кабине штурмана патронный ящик и пулеметную ленту. Я бы не деталировал так сильно пилотскую кабину, все равно в ней почти ничего не видно, даже несмотря на чистый и тонкий фонарь. А открывать ее мне почему-то не захотелось (теряется обтекаемость и элегантность Ил-4). Вариант переделок, выбранный мною нелегкий, но по-моему легче, чем предложенный в журнальных публикациях.