Декаль для моделей вертолетов Ми-24В/ВП/К/Р
Производитель: Begemot
Номер по каталогу: 48-042
Масштаб: 1/48
Упаковка и содержание набора
Упаковка стандартная для Бегемота: пластиковый пакет с замком, надежно защищающий декаль от воздействия внешней среды.
В пакете находятся три листа с декалями и инструкция.
На листах с декалями, помимо опознавательных знаков, бортовых номеров и эмблем, даются технические надписи на вертолет, пилоны для подвесного вооружения и на само вооружение – бомбы и ракеты.
Качество печати
Качество печати без нареканий – четкая и без смещений.
Звезды ВВС РФ, как обычно, напечатаны с синей окантовкой отдельно от самой звезды.
Варианты и соответствие оригиналу
Декаль представляет 36 вариантов вертолетов Ми-24В/ВП/К/Р. Обратите внимание, что здесь нет вертолетов Ми-24П – одной из самых распространенных модификаций. Дело в том, что на Ми-24П Бегемот выпускает отдельную декаль, которую мы тоже обязательно рассмотрим.
Я не ставлю перед собой задачи проверить все 36 вариантов, мы лишь посмотрим несколько из них, чтобы увидеть, насколько хорошо элементы декали и рекомендуемая схема окраски соответствуют прототипу.
Итак, варианты:
- Ми-24В, серийный номер не установлен, из состава Объединенной Авиационной Группировки Федеральных Сил Российской Федерации на Кавказе, аэродром Калиновская, середина 2000-х годов. Вертолет ранее входил в состав миротворческих сил СНГ на территории грузино-абхазского конфликта, предположительно вертолет изначально принадлежал 337-му ОВП АА СССР, аэродром Мальвинкель, после вывода ГСВГ на территорию России (аэродром Бердск, Новосибирская область) часть вертолетов полка в 1996-м была включена в состав Миротворческого контингента сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта.
- Ми-35 (экспортное наименование Ми-24В) б/н 854 черный, серийный номер 280854, предположительно из состава 1-й Вертолетной Эскадрильи ВВС Ливии, авиабаза Мисурата (изначально вертолет принадлежал 1335-ой вертолетной эскадриья ВВС Ливии, аэродром Сирт), зима 2011 года. В 1980-х годах из СССР в Ливию было поставлено 40 Ми-24Д (25) и 12 Ми-24В (35). В конце первого десятилетия 2000-х вертолет прошел ремонт на АРЗ в г. Конготоп (Украина).
- Ми-35 (экспортное наименование Ми-24В) б/н 854 черный, серийный номер 280854, тот же вертолет, что и (2). Весной 2011 года авиабаза Мисурата была захвачена силами повстанцев, поверх ОЗ Ливии на бортах и нижней поверхности фюзеляжа были накрашены ОЗ ВВС “Свободной Ливии”. Кроме того, аналогичные ОЗ были нанесены на киль, капоты двигателей и носовую часть фюзеляжа. С левой стороны фюзеляжа была нанесена надпись “Аллах велик”. В остальном вертолет сохранил окраску, аналогичную (3). Спустя несколько недель после захвата силами повстанцев в ходе начавшейся гражданской войны между различными вооруженными группировками вертолет был сбит, экипаж погиб.
Видно, что схема, предложенная в инструкции, полностью соответствует фотографии.
- Ми-24В б/н 740 черный, серийный номер 410740, из состава Отдельной Группы Воздушной Поддержки оперативной группы «Белый Орел» Армии Польской Республики, аэродром Газни, Афганистан, 2010. Первые вертолеты Ми-24Д ВВС Польши получили в 1978 году, 16 шт поступили на вооружение 49-го полка штурмовых вертолётов, а в конце 1980-х годов в состав 56-го полка штурмовых вертолётов ВВС Польши (аэродром Иновроцлав) поступили 16 вертолетов Ми-24В. В 2004-м году 6 Ми-24В из состава 56-ой авиабазы (бывшего 56-го Вертолетного Полка) ВВС Польши были переданы в состав контингента сил в Ираке. Позже часть вертолетов была передана в Оперативную Группу Армии Польской Республики «Белый Орел», она входила в состав польского контингента сил ISAF в Афганистане.
- Ми-24В б/н 201 черный, серийный номер 3532421420127, из состава 201-ой Противотанковой Вертолетной Эскадрильи ВВС Македонии, 2001 год. В 2001-м году на территорию Македонии вторглись отряды проалбанских сил, пытавшихся отторгнуть часть территории Македонии. В марте 2001 года из Украины были поставлены первые два вертолета Ми-24, в том числе и этот. Вертолеты практически сразу приступили к выполнению боевых вылетов, так как их пилотировали экипажи из Украины.
- Ми-24В б/н 201 черный, серийный номер 3532421420127, из состава 201-ой Противотанковой Вертолетной Эскадрильи ВВС Македонии, 2009 год. тот-же вертолет, что и (5). После подписания договора с проалбанскими силами и окончания боевых действий правительство Македонии решили модернизировать парк вертолетов Ми-24. Первые два вертолета, поставленные из Украины были возвращены обратно в 2005-м году и на АРЗ в г. Конотоп прошли модернизацию, они были доставлены в Македонию в 2009-м году.
- Ми-24В б/н 205 черный, серийный номер не установлен, из состава 201-ой Противотанковой Вертолетной Эскадрильи ВВС Македонии, 2012 год. Всего было модернизировано 8 вертолетов Ми-24В из состава ВВС Македонии (2 Ми-24В и 2 МИ-24К, полученные из Украины в 2001-м году было решено не модернизировать). Вертолет получил новый, так называемый “ломанный” камуфляж.
- Ми-24В б/н 928 черный, серийный номер не установлен, из состава ВВС Судана, аэропорт El Geneina, провинция Дарфур, 2010 год. В 1996-м году Судан приобрел 6 вертолетов Ми-24В в Беларуси, перед продажей вертолеты прошли ремонт и перекраску. Ми-24 из состава ВВС Судана различных модификаций используются в ходе конфликта в Южном Судане.
- Ми-35 (экспортное наименование Ми-24В), серийный номер 110943, из состава 104-ой Вертолетной Эскадрильи ВВС Индии, конец 90-х годов. ВВС Индии в 1984-м году получили 12 вертолетов Ми-25, в 1989-м году – еще 20 вертолетов Ми-35.
- Ми-24В б/н 06 желтый, серийный номер не установлен, из состава 440-го Отдельного Боевого Вертолетного Полка Армейской Авиации ВВС СССР, аэродром Стендаль, территория ГДР, конец 80-х. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме.
- Ми-24В б/н 101 желтый, серийный номер не установлен, из состава ВВС Монголии, 2015 год. Монголия закупила 10 Ми-24В в конце 80-х годов (причем вертолеты были поставлены из наличия Армейской Авиации СССР, а не с завода-изготовителя), в 90-х годах были закуплены еще 2 Ми-24В, к началу 2000-х практически все монгольские Ми-24В находились в нелетном состоянии, часть вертолетов была перевезена для ремонта на АРЗ в Конотопе (Украина), но фактически ремонт не шел по причине отсутствия оплаты со стороны Монголии, в 2014-м году правительство Украины предпринимало попытки выкупить их у Монголии для собственных нужд. Часть вертолетов все-таки прошла ремонт, в том числе и это вертолет.
- Ми-24В б/н H-305 черный, серийный номер не установлен, из состава 1-ой Эскадрильи Боевых Вертолетов ВВС Хорватии, район Вуковара, конец 90-х годов. Хорватия закупила в 1993-м году 10 вертолетов Ми-24Д и В для образующихся ВВС Хорватии, данный вертолет предположительно куплен у Украины по нелегальным каналам как «невооруженный санитарный вертолет». Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме.
Видно, что в разное время вертолет выглядел по-разному, поэтому при выборе краски и схемы камуфляжа руководствуйтесь фотографиями. Что, собственно, и рекомендует инструкция.
- Ми-24В б/н 09 желтый, серийный номер не установлен, из состава 685-го ОСАП авиации ВВ МВД (Отдельного Смешанного Авиационного Полка авиации Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел) России, аэродром Ростов-Центральный, середина 2010-х. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме.
- Ми-24В б/н 77 желтый, серийный номер не установлен, из состава 23-го Отдельного Авиационного Полка авиации Пограничных Войск КГБ СССР, Душанбе, 1988 год, Вертолеты из состава 23-го ОАП А ПВ активно применялись в войне в Афганистане для операций в пограничных с СССР районах Афганистана, данный вертолет был сбит 17 января 1988 года в ходе высадки десанта по прикрытию вывода Ограниченного Контингента Советских Войск из Афганистана, экипаж погиб. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме.
- Ми-24В регистрационный номер TU-VHL, серийный номер не установлен, принадлежащий ВВС Вооруженных Сил правительства Берега Слоновой Кости (Cote d’Ivoire), аэропорт Ямаусукро (Yamoussoukro), конец 2002 года. В ходе начавшейся в начале 2000-х в Береге Слоновой Кости гражданской войны войска, подконтрольные правительству использовали два Ми-24В приобретенные в Белорусии и один Ми-24П, приобретенный в Украине, причем обслуживали и пилотировали вертолеты специалисты из Украины. 6-го ноября 2004 года самолет Су-25, принадлежащий вооруженным силам правительства генерала Гбагбо атаковал пост миротворческих сил ООН, на котором располагались французские военнослужащие. После этого по приказу президента Франции миротворческие силы выдвинулись в район аэродрома Ямаусукро, где на земле вывели из строя 2 самолета Су-25 и три вертолета Ми-24, включая данный.
- Ми-24В б/н 33 желтый, серийный номер не установлен, из состава 607-ой Авиабазы Сил Воздушной Обороны Республики Казахстан, аэродром Учарал, 2010 год. После распада СССР под юрисдикцию Министерства Обороны Казахстана в числе различной авиатехники из бывшего ВВС СССР были переданы вертолеты Ми-8 и Ми-24 (как минимум 36 Ми-24В) из состава 486-го Отдельного Вертолетного Полка Армейской Авиации СССР, перебазировавшегося с аэродрома Ютерборг (ГДР) в Учарал (Казахстан, непосредственная граница с Китаем) в начале 1992-го года. По состоянию на 2017 год в СВО Кахастана имелось порядка 20 Ми-24В.
Сравнение показывает практически полное совпадение с фотографией.
- Ми-24В б/н 10 белый, серийный номер не установлен, из состава 626-го Учебного Вертолётного Полка ВВС России, аэродром Пугачев, Саратовская область, 2009 год. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме. В настоящее время вертолет выставлен в музее в г. Саратов.
- Ми-24В регистрационный номер CH612, серийный номер 3532421622429, из состава 9-ой Эскадрильи ВВС Шри-Ланки, аэродром Миннерия, 1996-ой год. Один из трех вертолетов Ми-24В, проданных в Шри-Ланку Украиной. Вертолет применялся в конфликте с повстанческой организацией «Тигры освобождения Тамил Илама», при этом технический персонал и пилоты были украинцами. Вертолет изначально нес типовую окраску Ми-24В Армейской авиации времен СССР. В ноябре 1995 года вертолет получил повреждения от огня с земли, совершил вынужденную посадку, но был отремонтирован и возвращен в строй.
- Ми-24В б/н 09 белый, серийный номер не установлен, из состава Вертолетной Эскадрильи ВВС Грузии, аэродром Алексеевка (Тбилиси), август 2008 года. Вертолет приобретен у Украины в 2006-м году, после ремонта на АРЗ в Конотопе, позже в Грузии при участии израильских специалистов была проведена модернизация БРЭО. Вертолет участвовал в ходе российско-грузинского конфликта в Южной Осетии 8-10 августа 2008 года, 11 августа при перелете на запасной аэродром вертолет задел дерево, была разрушена хвостовая балка, вертолет совершил вынужденную посадку.
Сравнение с фотографиями показывает полное совпадение, включая окантовку бортового номера.
- Ми-24В б/н 0927 черный, серийный номер 730927, из состава Вертолетного Крыла (Vrtul’nikove kridlo) Воздушных Сил Армии Словакии, аэродром Прешов (Presov), 2005 год. Вертолет был поставлен в состав ВВС Чехословакии в 1988-м году, в 1993-м году при при разделе страны на Чехию и Словакию ВВС Чехословакии были разделены в соотношении 2 к 1 (2/3 – в ВВС Чехии и 1/3 – в ВВС Словакии) вертолет был передан в состав образующихся ВВС Словакии. Изначально вертолет был окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме, аналогично (1). В начале 2000-х годов Ми-24В из состава Воздушных Сил Армии Словакии получили новый камуфляж, во многом навеянный “низковысотным” камуфляжем МиГ. Начиная с 2011-го года Ми-24В ВВС Словакии не эксплуатируются.
- Ми-24В б/н 173 желтый, серийный номер не установлен, из состава вертолетной эскадрильи ВВС Азербайджана, 2008 год. При распаде СССР в ВВС Азербайджана были переведены Ми-24В и Ми-24РХ из состава бывшей 845-ой Отдельной Вертолетной Эскадрильи Армейской Авиации СССР, позже в Украине были закуплены несколько Ми-24ПУ, в России – 24 Ми-35М, кроме того были закуплены минимум 7 вертолетов MH-24G Super Hind, модернизированные из бывших украинских Ми-24 на АРЗ в Конотопе по лицензии израильской фирмы Elbit. Данный вертолет, вероятно, проходил ремонт в Украине, где и был перекрашен.
- Ми-35 (экспортное наименование Ми-24В) б/н 720 белый, серийный номер 220720 из состава 86-я Вертолётная База Вооруженных Сил Венгрии «Йоожеф Кише Итебей» (МН 86. Szolnok Helikopter Bazis ittebei Kiss Jdzsef), аэродром Сольнок, 2019 год. Вертолет был получен из России в 2001-м году. В 2108-м году вертолет прошел капремонт в России.
- Ми-24В б/н 115 черный, серийный номер 730816, из состава ВВС Афганистана, 2011 год. Изначально вертолет принадлежал ВВС Чехословакии, был поставлен из СССР в 1987-м году и имел бортовой номер 0816, в 1994-м году был передан в состав ВВС Чехии, позже он был перекрашен в камуфляж по стандарту НАТО, в 2009-м году вертолет прошел ремонт и перекраску в Чехии и был передан в состав ВВС Афганистана, сделку оплатили США.
- Ми-24ВП б/н 32 белый, серийный номер не установлен, из состава Объединенной Авиационной Группировки Федеральных Сил на Кавказе, аэродром Ханкала, 2002 год. Изначально вертолет входил в состав миротворческих сил СНГ на территории грузино-абхазского конфликта, но имел другой бортовой номер. Номер 32 нес аналогично окрашенный и маркированный Ми-24В, зав. №3532422218521 (ранее входил в состав 485-го Отдельного Боевого Вертолетного Полка (ГСВГ, 16-я ВА. авиабаза Брандис). В конце 90-х оба вертолета были включены в состав ОАГ на Кавказе, предположительно в 2001-м году Ми-24В был выведен из состава ОАГ, а его бортовой номер был присвоен Ми-24ВП.
- Ми-24ВП б/н 09 желтый, серийный номер 3532584910259, из состава 7-го Отдельного Полка Армейской Авиации Вооруженных Сил Украины, аэродром Калинов, 2008 год. Один из нескольких Ми-24ВП, попавших в состав АА Украины после распада СССР в составе 119-го ОВП, позже переформированного в 7-ой ОП.
- Ми-24ВП б/н 09 желтый, серийный номер 3532584910259, из состава 7-го Отдельного Полка Армейской Авиации ВСУ, аэродром Краматорск, 2014 год. Тот-же вертолет, что и (25), в начале 2010-х годов вертолет был включен в состав Украинского миротворческого контингента в Демократической Республике Конго. Вертолет был целиком окрашен в белый цвет, а весной 2014 года в вертолет с закрашенными надписями ООН и регистрационными номерами ООН был замечен в зоне конфликта на Донбассе.
- Ми-24ВП б/н 33 красный, серийный номер не установлен, из состава 125-ой Отдельной Вертолетной Эскадрильи Морской Авиации Балтийского флота, аэродром Чкаловск, Калининградская область, 2013 год. Вертолет окрашен по стандарту, введенному в 2010-м году – целиком в темный-серый цвет по всем поверхностям.
- Ми-24ВП б/н 35 красный, серийный номер не установлен, из состава 125-ой Отдельной Вертолетной Эскадрильи Морской Авиации Балтийского флота, аэродром Чкаловск, Калининградская область, 2015 год. Вертолет окрашен аналогично (27).
На скриншоте видно, что Андреевский флаг расположен под углом. Остальные элементы совпадают.
- Ми-24ВП б/н 38 красный, серийный номер не установлен, из состава 125-ой Отдельной Вертолетной Эскадрильи Морской Авиации Балтийского флота, аэродром Чкаловск, Калининградская область, 2015 год. Вертолет в отличии от (27) и (28) окрашен по камуфляжной схеме.
- Ми-24ВП б/н 06 желтый, серийный номер 3532584910287, из состава 16-ой Бригады Армейской Авиации Вооруженных Сил Украины, аэродром Броды. Вертолет использовался ВСУ в ходе конфликта на Донбассе, 24-го августа 2014 года при полете над территорией ДНР (н.п. Еленовка) был обстрелян земли, несмотря на повреждения вернулся на аэродром, вероятно потом был отремонтирован.
- Ми-24Р б/н 41 красный, серийный номер не установлен, из состава 440-го ОБВП АА ВВС СССР, аэродром Стендаль, территория ГДР, конец 80-х. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме.
- Ми-24Р б/н 45 красный, серийный номер 3534624611809 из состава 113-ой Отдельной Смешанной Авиационной Эскадрильи ВВС СССР, аэродром Шперенберг, территория бывшей ГДР, Май 1994 года. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме – аналогично (1).
- Ми-24Р б/н 48 синий, серийный номер не установлен, из состава ВВС Армении, аэродром Эребуни, Ереван, 2012 год. Ми-24Р и Ми-24К, изначально входившие в состав 382-ой ОВЭ АА СССР (базировалась на аэродроме Ереван-Южный) достались Армении при распаде СССР. Вертолеты использовались в ходе конфликта в Нагорном Карабахе как ударные.
Полное совпадение элементов и схемы камуфляжа. На фото отлично видно выгорание краски.
- Ми-24Р б/н 20 белый, серийный номер не установлен, из состава 484-го Учебного Вертолетного Полка ВВС России, Сызрань, 2006 год. Вертолет используется для обучения в Сызранском Вертолетном Училище ВВС России для обучения курсантов. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме.
- Ми-24К б/н 23 желтый, серийный номер 3532014611318, из состава 439-го Отдельного Вертолетного Полка Боевого Управления Армейской Авиации ВВС СССР, аэродром Пархим, территория бывшей ГДР, Май 1992. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме. Вероятно ранее вертолет принадлежал 440-му Отдельному Боевому Вертолетному Полку Армейской Авиации ВВС СССР, на левом борту под кабиной пилота нанесена эмблема, характерная для 440-го ОБВП. В 1992-м году 439-ый ОВП БУ был выведен на территорию Украины, где полк был передан под командование Министерства Обороны Украины и позже расформирован.
- Ми-24К б/н 12 красный, серийный номер не установлен, из состава 178-го Отдельного Вертолетного Полка Боевого Управления Армейской Авиации ВВС СССР, аэродром Борстель, территория бывшей ГДР, конец 1980-х. Вертолет окрашен по типовой для Ми-24 цветовой схеме.
Итак, можно с уверенностью сказать, что элементы декали и схемы окраски очень хорошо соответствуют оригиналам. Но, как обычно, я настоятельно рекомендую перед покраской и нанесением декалей внимательно изучить доступные фото и видео материалы.
Инструкция
Инструкция напечатана на 4 листах плотной мелованой бумаги формата А3.
Инструкция содержит словесное описание 36 вариантов вертолетов со схемами нанесения декалей и окраски обеих бортов – в цвете! В описании схемы окраски приведены рекомендуемые цвета без привязки к конкретному производителю. Так что задача выбора конкретной краски полностью ложится на вас самих. И это совершенно оправдано, потому что оттенки краски на реальном вертолете могут сильно меняться со временем из-за влияния внешней среды и условий эксплуатации.
Кроме того, в инструкции приведены схемы нанесения декалей на пилоны и подвесное вооружение. В целом, инструкция значительно облегчает работу моделиста, особенно по покраске вертолета.
Выводы
Begemot, как всегда, проделал огромную работу по сбору материала, разработки схем окраски и элементов декалей.
В наборе имеется все необходимое для постройки вариантов, предложенных в инструкции – бортовые номера, опознавательные знаки, технические надписи, эмблемы, схемы окраски.
Учитывая отличное качество изготовления и разумную цену декаль можно с уверенностью рекомендовать любому моделисту.
Декаль для обзора предоставлена фирмой Begemot