Истребитель P-40 Warhawk был не самым лучшим и не самым массовым истребителем второй мировой войны. Но тем не менее, он оставил заметный след в истории авиации.
Самолет поступил на вооружение ВВС США в мае 1940 г. и к моменту начала Второй Мировой войны стал основным истребителем ВВС США. Именно на истребителях P-40B Warhawk 7 декабря 1941 г. американские летчики встретили японскую атаку на базу ВМФ Перл Харбор.
За годы войны было выпущено более 13 тысяч самолетов P-40 различных модификаций, и они успели повоевать практически на всех театрах военных действий. В том числе, самолет в значительных количествах поставлялся в СССР по программе Ленд Лиза. Первоначально P-40 поставлялись в СССР из наличия ВВС Великобритании, где они носили наименование Tomahawk (Tomahawk IIA соответствовал модификации P-40B и Tomahawk IIB – P-40C). Более поздние модификации в Великобритании получили название Kittyhawk. Именно под этими наименованиями истребители P-40 были известны в СССР. В дальнейшем поставки истребителей осуществлялись как из Великобритании (через Архангельск), так и из США (через Аляску-Чукотку) и через Иран.
К сожалению, по своим ЛТХ P-40 уступал многим своим конкурентам, в том числе и основному истребителю ВВС Германии BF 109, особенно в вертикальном маневре и скороподъемности. Поэтому в СССР его в основном использовали как самолет ПВО, как истребитель для сопровождения бомбардировщиков, но особенно хорошо он зарекомендовал себя в морской авиации, благодаря своей живучести и продолжительности полета. Именно на этом истребителе летал знаменитый ас Северного флота дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов.
Всего с конца августа 1941 по декабрь 1944 в СССР было поставлено около 2425 истребителей P-40 различных модификаций.
Существует немало моделей истребителя P-40 Warhawk/Tomahawk в различных масштабах. В масштабе 32 фирма Trumpeter выпустила в 2003 году модель модификации P-40B (которая так же перепаковывалась Hobbycraft). У этого набора было несколько явных ошибок, например – неглубокая кабина с плоским полом, неправильные рули высоты и т.д. Модель получила неплохие отзывы, но ничем особенным не отличалась. И вот в этом году китайская же фирма Great Wall Hobby (G.W.H.) выпустила совершенно новую модель этого же самолета.
Давайте посмотрим, стоило ли оно того.
Итак, годом ранее GWH уже выпустила набор Hawk 81-A2, который, по сути, был первой модификацией P-40. Новый набор, выпущенный на основе предыдущего) представляет модификацию P-40B Warhawk (британское обозначение Tomahawk Mk.IIA) с декалями эскадрильи с базы в Перл-Харбор. В то же время, в набор входит дополнительный топливный бак с крепежом и это позволяет построить модификацию P-40C (Tomahawk Mk.IIB), которая была представлена в СССР в больших количествах.
В набор входят:
- 328 деталей из темно-серого пластика, расположенных на 14 литниках
- 15 прозрачных деталей
- 3 колеса (покрышки) из черной резины
- 80 деталей фототравления на 3 пластинах
- 3 небольших магнита
- Маски для покраски фонаря кабины и дисков колес
- Инструкция
- Плакат с вариантами покраски
- Декаль на три варианта
Модель упакована в коробку из плотного картона размерами 46 х 33 х 11 см. Каждый литник упакован в полиэтиленовый пакет, предохраняющий детали от царапин при транспортировке. Прозрачные детали упакованы к отдельную картонную коробочку.
Пластик, из которого отлиты детали, темно серого цвета и достаточно твердый. Поверхность гладкая и ровная.
Расположение деталей на литнике и их крепление с литником продуманы очень тщательно. Все детали соединяются с литниками таким образом, чтобы при отделении от литника деталь была максимально защищена от повреждений. Крепления детали соединяются либо с задней частью детали, которая не будет видна, либо с ее торцом. Таким образом, при зачистке места крепления, шансы повредить поверхность детали минимальны.
Литье очень четкое, тонкое и аккуратное. Нет ни утяжин, ни недоливов, ни облоя. Предварительная обработка деталей перед соединением практически не требуется.
Линии панелей (расшивка) очень тонкие и четкие. На поверхности панелей, в нужных местах, показана клепка, как внутренняя, так и наружная. Клепка очень тонкая и не слишком глубокая – надо будет учесть при покраске, чтобы не залить ее краской.
На всех съемных панелях имеется имитация головок винтов.
На управляющих поверхностях достаточно достоверно сделан провис полотна.
Детализация модели просто потрясающая. В наборе есть все необходимое, чтобы сделать полностью деталированную модель, включая всю нужную проводку и шланги. Вот, например, как будет выглядеть полностью собранный двигатель:
Двигатель просто супердеталирован – он собирается из 80 пластиковых деталей и фототравления. Одна только инструкция по сборке двигателя занимает 6 листов! Конечно, такую красоту жалко будет прятать под капот. И тут GWH предлагает две варианта: во-первых, двигатель можно экспонировать отдельно на специальной подставке, (фото), во-вторых, капот двигателя можно сделать съемным – для этого в набор и входят магниты, и тогда модель можно показывать как с закрытым, так и с открытым капотом.
То же самое относится к кабине и стойкам шасси. Вот как будет выглядеть задняя часть кабины в сборе – дается полный комплект оборудования:
Причем, на левом борту имеется люк, который можно оставить открытым, чтобы видеть всю эту красоту.
Приборная доска выглядит просто великолепно. Отлиты все приборы и переключатели. Приборы сделаны слегка выпуклыми и на каждый циферблат дана отдельная декаль.
Думаю, после сборки такая приборная доска будет смотреться лучше любого афтермаркета. Я по привычке сразу приобрел набор деталировки интерьера от Quinta Studio, но после изучения «родной» приборки уже не уверен, что я буду его использовать. По крайней мере, обязательно сделаю версию из коробки, а потом уже ее можно будет сравнить с Квинтой.
Поскольку крыло модели имеет размах 35,5 см, внутри крыла сделаны ребра жесткости, которые повышают его прочность:
Как я уже упоминал, в наборе имеется фототравление, качество которого просто превосходное. Одна большая пластина из латуни с деталировкой силового набора механизации крыла и две небольшие пластины с сетками воздушных фильтров.
Все пластины с обеих сторон защищены прозрачной пленкой, предохраняющей детали от царапин и отпечатков пальцев. Возвращаясь к деталировке – привязные ремни, например, собираются из 8 отдельных фототравленых деталей (!).
В наборе имеется фигурка летчика в сидячем положении. Фигурка собирается из 4 деталей. В наборе имеется два варианта левой руки – одна – с поднятым вверх средним большим пальцем.
Голова вполне похожа на человеческую и вся фигурка выглядит очень хорошо.
Прозрачные детали также отличного качества – тонкие, четкие, с глянцевой ровной поверхностью и абсолютно прозрачные. Никакая дополнительная обработка (типа полировки и купания в футуре) абсолютно не нужна.
В наборе также имеются бумажные маски для покраски фонаря кабины и колесных дисков. Маски фонаря – двухсторонние, что позволяет покрасить переплет как с наружной, так и с внутренней стороны.
Декаль
Декаль отличного качества, тонкая и четкая. Имеются все необходимые элементы на три варианта машин с базы Перл-Харбор в декабре 1941 г. На декали также есть циферблаты для приборной доски – каждый прибор дан отдельной декалью, и технические надписи. Надписи хорошо читаются.
Декаль дается на три варианта. Все три варианта с базы Перл-Харбор:
- P-40B 47 эскадрильи 15 FG (Fighter Group), 2й лейтенант Kennet Marlar Taylor Haliewa, 7 декабря 1941 г.
- P-40B 47 эскадрильи 15 FG, 2й лейтенант George Schwartz Welch, 7 декабря 1941 г.
- P-40B 19 эскадрильи 18 FG, 1941 г.
Что касается достоверности декали, то Jennings Heilig с сайта Fundekals пишет следующее:
- Опознавательные знаки США неточны. Красные круги в центре звезд слишком яркие и слишком большие.
- Стиль надписи “U.S. ARMY” не соответствует фотографиям P-40B и C
- Стиль бортовых номеров “155” и “160” не соответствует фотографиям других самолетов 15-й FG того периода. Мы так и не нашли никаких фотографий конкретных самолетов Уэлча или Тейлора (вероятно, их не существует), но другие исторические фотографии 15-й FG показывают более или менее стандартные пропорции 1:4:6, угол 45 градусов, *не* трафаретный стиль номеров. – (со своей стороны замечу, что рисунки в Monografie Lotnicze No.64 показывают именно трафаретный стиль бортовых номеров – Дм.)
- Номера “15P” и “18P” для хвоста только наполовину правильные. Обе группы несли самолет с номером группы в дополнение к идентификатору группы. Мы не выяснили, что означают трехзначные числа на фюзеляжах, так как они, похоже, не имеют никакого отношения к самолету в групповом номере на хвосте.
- В декали имеются желтые наконечники для лопастей винта. Это может быть правильно для самолета 18-й FG (я действительно не уверен), но не для самолетов Уэлча или Тейлора, у обоих был алюминиевый винт с темно-бордовой спинкой и без желтого наконечника. Также, в декали нет логотипа Curtiss Electric для лопастей винта.
Таким образом, декаль вызывает некоторые сомнения и возможно, стоит поискать фльтернативу у производителей афтермаркета, благо их имеется достаточное количество.
Еще одним значительным недостатком являются колеса шасси. Колеса сделаны из черной резины. Отлиты они хорошо, но это же резина – она мягкая и очень липкая. Перед фотографированием я пытался очистить ее от налипших пылинок, даже мыл в теплой воде с мылом, но посмотрите, что получилось
Все равно полно налипшей пыли. Выход один – менять на колеса из полиуретановой смолы. К счастью, Barracuda Studios выпускает колеса с гладкой поверхностью для P-40B.
Варианты
Итак, какие возможности предоставляет набор.
Во-первых, можно построить как модификацию P-40B (Tomahawk Mk.IIA), так и модификацию P-40C (Tomahawk Mk.IIB) – достаточно лишь купить декаль для второго варианта.
Во-вторых, фонарь кабины можно сделать как закрытым, так и открытым.
В-третьих, капот двигателя можно также сделать закрытым, с двигателем на отдельной подставке, либо съемным.
В-четвертых, механизацию крыла можно сделать открытой.
В-пятых, шасси можно сделать как в выпущенном, так и в убранном положении – при уборке шасси колеса наполовину утапливались в крыло и на такой вариант половинки колес даны отдельной пластиковой деталью, причем и для этого варианта предусмотрены гидравлические трубки.
В-шестых, в наборе также имеется фигурка пилота, которую можно усадить в кабину.
Стыковка деталей
Я попробовал соединить верхнюю и нижнюю половины крыла и фюзеляж (без капота). На деталях имеются штифты и посадочные отверстия, облегчающие позиционирование и установку деталей при соединении. Крыло соединилось просто по щелчку.
На фото вы видите плотное прилегание деталей даже без использования клея или липкой ленты. Так что, с уверенностью можно сказать, что со стыковкой проблем не будет.
Инструкция
Инструкция напечатана в виде цветной брошюры формата А4 на 14 листах. Инструкция сугубо практическая – содержит только руководство по сборке модели. Все шаги постройки модели показаны в виде 3Д изображений, которые предельно ясно иллюстрируют процесс сборки. Приведу всего несколько страниц для примера:
Итак, выводы.
Мы имеем отличный набор важного истребителя Второй Мировой войны, который позволяет собрать высокодеталированную модель прямо из коробки (за исключением декали и колес).
Еще один грустный момент – это цена, которая составляет около 165 евро… Тем не менее, цена представляется соответствующей содержимому. Но все же, было бы разумным выпустить “облегченный” вариант набора – без фототравления и супердеталированного съемного двигателя. Тогда набор был бы более доступным по цене.
Общее впечатление – набор сделан на лучшем мировом уровне и смело может быть рекомендован в высшей степени!