Тип: Антонов Ан-12БК
Масштаб: 1:72
Производитель: Roden, Киев
Номер по каталогу №042
Ан-12 в различных модификациях долгое время был настоящей “рабочей лошадкой” ВВС СССР и многих других государств мира. И по сей день Ан-12 продолжает успешно трудиться на ниве грузоперевозок, несмотря на то, что в ВТА России его уже давно заменил реактивный собрат – Ил-76.
До самого недавнего времени этот широко известный самолет никак не был представлен на модельном рынке. Но в этом году этот пробел решили заполнить сразу три производителя. Первой оказалась киевская фирма А-Модел, специализирующаяся на производстве ЛНД. Обзор этого набора вы был опубликован на нашем сайте несколько ранее. Ан-12 от А-Модел потребует от вас большого труда и много терпения.
Китайский Трампетер пока выпустил набор Ан-12 только в 100-м масштабе, в 72-м же он только анонсировал на будущее.
И вот киевский Роден представил еще один кит в масштабе 1:72. Он-то и является предметом нашего сегодняшнего обзора.
Большая (примерно 30х40 см) коробка из плотного картона содержит три полиэтиленовых пакета. В первом из них – инструкция и декаль, во втором – крылья и передние половинки фюзеляжа, в третьем – все остальное.
Качество упаковки хорошее, но есть и замечание – в третьем пакете, один на другом, лежат семь литников. Есть опасение, что при транспортировке, когда коробку и трясут и бросают, на этих литниках что-то может поломаться или поцарапаться. И это при том, что размеры коробки позволяют разместить все детали более равномерно. Но, справедливости ради, надо отметить, что во-первых, мои детали все оказались неповрежденными и, во-вторых, прозрачные детали, находящиеся в общем пакете, все же упакованы в полиэтилен и защищены от царапин.
Всего в комплект входят:
– семь литников с деталями, два литника с крыльями и литник с передними половинками фюзеляжа
– литник с прозрачными деталями
– декаль
– инструкция.
Пластик
К сожалению, передняя часть фюзеляжа не уместилась в мой сканер.
Начнем с пластика. Итак, модель отлита из светло-серой пластмассы. Александр Борискин жаловался, что она рыхловата, но мне она показалась вполне нормального качества – не слишком мягкая, но и не чрезмерно твердая, удобная в обработке.
Качество отливок хорошее. Нет недоливов, практически отсутствует облой, мелкие детали четкие и почти не нуждаются в доработке. К недостаткам можно отнести некоторую шероховатость всех поверхностей, что связано, видимо, с особенностями технологии литья. Легкая полировка “нулевкой” исправить этот недостаток. Расшивка, может быть, немного широковата и недостаточно четкая, но тем не менее вполне адекватная.
Фюзеляж собирается из четырех частей – двух передних и двух задних половинок. Деталировка внушает уважение – набор состоит примерно из 280-ти деталей. Двигатель, например, собирается из 15-ти частей; неплохо деталированы шасси – на покрышках, имеется протектор, стойки шасси выглядят вполне реалистично. В кокпите имеется все, что необходимо модели в таком масштабе – штурвалы, кресла, приборка. Переборка между грузовым отсеком также сделана очень неплохо. На ней показана дверь и различные приборы.
Достаточно неплохо деталирован и грузовой отсек – в задней части имитированы шпангоуты, на борта цепляются откидные сидения. Поскольку грузовой отсек можно сделать открытым, то вероятнее всего, что именно на него обратят внимание производители аксессуаров и тогда модель будет смотреться еще солиднее.
Понравилось то, как отлито вертикальное оперение. Руль направления выглядит очень реалистично и его вполне можно оставить так как есть. Тоже можно сказать и о крыльях. Впрочем, никто не мешает вырезать элероны и придать им некий угол.
В комплекте имеется также приставная лесенка к боковой двери и сходни грузового отсека.
Прозрачные детали
Прозрачные детали – остекление передней кабины и кабины стрелка, иллюминаторы – практически не вызывают нареканий. Совершенно прозрачные, четкий переплет – все очень хорошо. Единственное – немного толстоваты, но, поскольку это не истребитель и открытую кабину сделать не получится (за исключением форточек, разумеется), то это и не будет заметно.
Тем не менее, купание в Future или Тамийском Х-22 рекомендуется.
Декаль
Декаль также на уровне. Тонкая, четкая печать без смещения цветов. Представлены четыре (!) варианта, за что большое спасибо производителю! Варианты достаточно интересные: Кабул 1980 г., Египет 1973 г., Хабаровск 1997 г. (с крылатыми буквами ДВ) и, конечно же, ВВС Украины. Достоверность вариантов сомнений не вызывает.
На декали также имеется необходимая техничка, а также, приборная панель.
Инструкция
Инструкция часто бывает слабым местом у отечественных производителей, я имею в виду российские и украинские фирмы. Но Роден и здесь держит марку. Инструкцию можно оценить на пять. Она напечатана на хорошей бумаге на двенадцати страницах формата А4.
Есть история самолета и технические данные на четырех языках. Процесс сборки логично разбит на этапы и подробно проиллюстрирован в инструкции. В конце, на четырех листах приведены схемы окраски и наклейки декалей, причем для каждого варианта даны три проекции. Не остается никаких неясностей.
Общее впечатление
Что сказать… “говорить правду легко и приятно”. Большие молодцы!
Роден уже достаточно давно заявил о себе как о производителе европейского класса, а сейчас, с выходом модели Ан-12, это уже стало неоспоримым фактом.
Несмотря на отдельные недостатки, в целом можно сказать, что модель просто отличная! Несмотря на высокую цену, а модель оценивается от 30 (в России) до 75 долларов, этот набор стоит своих денег.
Хочется выразить благодарность Родену за то, что они сумели осилить такую большую и важную тему. Надеюсь только, что это не последняя их работа в области авиации позднего советского периода.
Благодарим фирму Roden и Владимира Чумака за предоставленный набор!