Тип: TBM-3 Avenger
Масштаб: 1/33
Производитель: GPM
Номер по каталогу: 191
Сборка модели начинается с каркаса фюзеляжа. Эта вобщем-то несложная операция создает тем не менее некоторые проблемы. Так некоторые переборки окрашены в цвет интерьера, и в какую сторону должна быть обращена окрашенная сторона – совершенно неочевидно. Для разрешения проблемы я распечатал второй комплект переборок в зеркальном отражении и наклеил их там, где сомневался.
Следующую задачку подкинул моторный отсек, в нем слишком много переборок! Покрутив его с полчаса в руках я решил, что часть из них дана в качестве шаблонов и устанавливается временно, для придания правильной формы, (дет. А34 и А35) и перед дальнейшей сборкой они удаляются.
Дальше пришлось собрать двигатель, поскольку непонятно было, пройдет он через переднее отверстие моторного отсека или его можно вставить только сзади (как выяснилось – и спереди проходит свободно).
Обшивка фюзеляжа выявила, что дизайн отнюдь не “цифровой”, нестыковок хватает. Я решил собрать вариант с закрытым торпедным отсеком, по-видимому никто от меня этого не ожидал – центральная секция (дет. 1) оказалась слишком узкой, если створки отсека не разрезать . Пришлось под нее подогнать формеры с обеих сторон и это было моей ошибкой, т.к. следующие секции обшивки после этой подгонки оказались велики, т.е. надо было растянуть деталь 1 примерно на 2-3 мм.
Кабина прекрасно деталирована, вся мелочевка клеилась на Супер-момент. Очень удобно пользоваться вариантом упаковки “Профи” – полупрозрачный пузырек с длинным носиком – выдавливается ровно столько сколько нужно, ничего не разливается и не засыхает, действительно профессионально сделанная вещь.
Хвостовое оперение может быть выполнено в одном из двух вариантов: упрощенном – одним куском и более сложном – с поворачивающимися рулями. Конструкция узлов поворота рулей и элеронов решена довольно удачно – неподвижная проволочная скоба приклеивается бумажной полоской к рулю и вставляется в пазы неподвижной части – просто и удобно, никаких люфтов и сложностей с сопряжением. К сожалению точность разверток оставляет желать лучшего – края рулей образуют ступеньку с передней кромкой (в упрощенном варианте этой проблемы конечно нет). Предусмотрена возможность соединения горизонтальных рулей между собой, что обеспечивает синхронность их поворота.
Крылья также имеют простой и сложный варианты сборки. В сложном варианте можно сделать отклоняемые элероны и закрылки и сделать крылья складными. Механизм складывания крыла максимально приближен к реальному, складываясь крыло одновременно разворачивается вертикально. В развернутом виде крыло удерживается пружинными защелками. В механизме поворота много мелких нестыковок, так что сделать крыло складывающимся и избежать при этом щелей и ступенек в раскрытом виде очень непросто, на подгонку и стыковку времени затрачивается наверное больше чем на само изготовление крыла.
Сборка шасси особых проблем не вызывает, колеса изготовил по своей обычной технологии, распечатав прилагаемый шаблон в достаточном количестве экземпляров.
Остекление кабины довольно сложное. Для облегчения сборки во многих местах я сначала склеивал детали переплета на Супер-моменте и только потом вклеивал “стекла”. Остекление турели выдавлено одной деталью, к которой после были приклеены собраные левая и правая половины переплета. Не верьте расположению деталей переплета турели на листе – левое и правое круглые окошки переплета нужно поменять местами (я – поверил 🙁 )
Втулка винта изготовлена из прилагаемой развертки, после склейки она была зашкурена для придания нужной формы и покрашена сначала нитрой а потом Humbrol Silver, с промежуточным зашкуриванием неровностей.
В целом серьезных проблем при сборке модели не было, но для сборки в варианте “полный фарш” конечно нужен хороший опыт, в упрощенном варианте модель не должна вызвать затруднений и у начинающих.