Тип: Ми-26
Масштаб: 1:72
Производитель: Бегемот
Номер по каталогу:
Андрей Зинчук
Большому вертолёту – большая декаль!
Появление уменьшенной в 72 раза копии самого мощного серийного вертолёта в мире – Ми-26 стало событием в модельном мире. Я себя смог уговорить не брать эту модель, мол, велик вертолёт до безобразия, да и варианты в декали скромные, хочется большего…
Хочется – получайте! Не прошло и года, как фирма «Бегемот» объявила, что совсем скоро моделисты получат декаль на этот супервертолёт. И вот я получаю заветный пакетик с декалью, который ещё до вскрытия впечатлил своей увесистостью и полнотой.
Открываем пакет
Обнаруживаю в пакете 4 листа декали размером 16х22 см с таким количеством элементов, что зарябило в глазах. Следом достаётся ещё листик 7х16см с выполненный красно-белых цветах. Он содержит опознавательные знаки ВВС СССР (России), ВВС Перу, различные технические надписи. Первая мысль – сколько же много всего!! Следом достаётся «инструкция» – на мой взгляд её вполне можно было издать отдельной брошюрой. Четыре листа форматом чуть менее А3 содержат подробнейшее описание 39(!) вариантов оформления модели, схемы нанесения технических надписей снаружи и внутри вертолёта, особенности окраски некоторых вертолётов и многое другое. Разглядывание всего этого богатства оторвало меня от домашних дел на пару часов, в результате я понял, что без модели Ми-26 в моей коллекции теперь не обойтись!
Декаль
На 1520 квадратных сантиметрах декали расположено 306 пронумерованных элементов декали, если учесть, что значительная часть их состоит из двух и более частей, то общее количество надписей, номеров и прочей красоты перевалит за 500! Есть где развернуться моделисту!
Все элементы напечатаны очень чётко, большинство технических надписей читается. Долго искал смещение цветов или какой другой дефект – нашёл. Чуть сдвинута белая окантовка на втором листе декали на номере «89 красный» (элемент 128).
В остальном качество печати отличное, ни каких других дефектов не выявлено. Обращает внимание новый лак на который наносится изображение декали – чрезвычайно прозрачный и, по утверждению производителя, не желтеющий со временем. Разработчик декали предусмотрел даже такой сложный момент, как нанесение звезды опознавательного знака на нижнюю поверхность фюзеляжа вертолёта. В этом месте имеется ряд рёбер жёсткости, на которую обычную декаль нанести было бы невозможно без её искажения. Разработчики остроумно решили эту проблему.
Инструкция
Как я уже говорил, она впечатляет. Я её перелистывал и перечитывал не раз (чем собственно и объясняется такой долгий срок написания данного обзора). Из неё вполне складывается картина применения этого уникального вертолёта как в мирное время, так и в различных «горячих» точках. Вся информация в инструкции на русском и английском языках. Из 39 вариантов окраски более половины изображают вертолёты ВВС СССР, России, Белоруссии, Украины, Индии, Перу, Венесуэлы, Мексики, авиации ФСБ РФ, ВВ МВД РФ, МЧС РФ. Имеющиеся варианты окраски гражданских эксплуатантов Ми-26, тоже любопытны и оригинальны, хотя бы тем, что ряд из них тоже нюхнули пороху…
Все цвета красок привязаны к стандарту F.S.595В что облегчает точный подбор цвета краски.
Варианты!!!
Из-за обилия вариантов, а их фактически 40(!) и нехватки времени и возможностей их все пристально рассмотреть, подробно остановлюсь лишь на некоторых:
1.Ми-26 авиакомпании «АЭРОФЛОТ», СССР-29109 источник информации фото Б. Домке с ILA-92:
2.Ми-26 «желтый 60», 276-ой ОБВП, Чернобыль – создавался по фото ТАСС тех времен:
3.«желтый 03», Торжокский ЦБП и ПЛС:
4. Ми-26 RA-06041 – фотографии с российской регистрации «RА» нет, вариант пробит по списку Ухтинского отряда ГА, закрашенный «СССР» на «RА» аналогичен другим машинам отряда.
5. Ми-26 «синий 71», 340-ой ОБВП Украины – создавался по фото из Авиации и Время, монография по Ми-26.
6. Ми-26 RA-06089, участник Ле-Бурже 93, создавался по фото Р. Карвальо.
7. Ми-26 – RA-06089 в окраске Роствертола.
8. Ми-26 – RA-29109, белый МЧС.
9. Ми-26 – «желтый 61», армейской авиации Украины.
10. Ми-26 – «черный 54», армейской авиации Украины, Хорватия 1996:
11.и 12. Ми-26 Индийских ВВС Z2897, в песчано-коричневом камуфляже и Z2898, в серо-зеленом:
13. Ми-26 Индийских ВВС Z 3076, в серой окраске.
14. Ми-26 – «красный 89», 325-ый ОТБВП, сбит летом 1995 над Ханкалой, фотографий нет – внешний вид восстановлен по словам пилота другого Ми-26 этого полка.
15. Ми-26 – RA без номера в окраске АЭРОФЛОТА из состава 325-го ОТБВП– создавался по фотографии С. Пазынича опубликованной в журнале «Мир Авиации»
16. Ми-26 – «желтый 55» 7 бригады армейской авиации Украины. В белой «ооновской» окраске.
17. Ми-26 303 вертолётной эскадрильи ВВС Мексики:
18. Ми-26 – RA-06038, ПАНХ, обратите внимание на наличие у вертолёта внешней боковой кабины облегчающей транспортировку и монтаж грузов на внешней подвеске:
19. Ми-26 – RA-06041 арендованный компанией SKYTECH.
20. Ми-26 – RA-06021, арендованный компанией SKYTECH с опознавательными знаками республики Конго:
21. Ми-26 – «красный 95», 325-ый ОТБВП, вторая Чеченская кампания:
22. Ми-26 – авиакомпании SAMSUNG avia:
23. Ми-26 – «белый 62», 50-ой САБ ВВС Белоруссии, был в белой окраске авиации ООН, на фото запечатлён после неудачного нанесения камуфляжа поверх белой краски:
24. Ми-26 – «без номера, но с пастью» – 50-ой САБ ВВС Белоруссии, создавался по фото М. Брянского:
25. Ми-26 ВВС Перу:
26. Ми-26 – «желтый 92», авиации ФСБ РФ. Сфотографирован на ремонте в Новосибирске:
27. Ми-26 «112», авиакомпании ЮтАйр, создавался по моим фотографиям. Интересен тем, что осуществил перевозку в грузовой кабине вертолёта Ка-226 на выставку в Иорданию и обратно:
28. Ми-26ТП – RA-06285, Московского управления государственной противопожарной службы МЧС России.
29. Ми-26ТП – RA-06285, в окраске МЧС, неоднократный участник МАКСов.
30. Ми-26 – «желтый 31» из состава 685-го ОСАП АОН.
31. Ми-26 – RA-06293, в окраске авиакомпании «Роствертол-Авиа», участник ликвидация последствий землетрясения в Пакистане.
32. Ми-26 – RA-29112, авиакомпании «Вертикаль-Т»:
33. Ми-26 – RA-29112, авиакомпании «Вертикаль-Т», на фото – вывоз одного из сбитых MH-47D, позже этот Ми-26 был сбит в Афганистане.
34. Ми-26 – «синий 04», 825 ОВП ВВС России:
35. Ми-26 – RА-06072, «оранжевый 212», МЧС России, доставка гуманитарных грузов в Афганистан:
36. Ми-26 – RF-31123, несущий имя «Вакиль Махмутов», МЧС России.
37. Ми-26Т2, EV- 0681, из состава вертолётного батальона сил быстрого реагирования армии Венесуэлы, первый вертолёт этого типа поставленный в Венесуэлу:
38. Ми-26ТС, В-7802, китайской авиакомпании:
39. Ми-26 «желтые 66 и 67», подготовленные для совершения рекордного парашютного прыжка:
Ещё раз оглядывая это великолепие, стоящее к тому же (в московских магазинах) чуть более 300 рублей, уже не хочется ворчать «гражданские варианты можно было дать отдельно от военных», «зачем так много вариантов, трудно выбрать лучший», а хочется двинуться в магазин за моделью Ми-26 и помучиться выбором лучшего из лучших 40 вариантов.
Благодарю Андрея Коткова за предоставленную для обзора декаль и сопутствующую информацию.
Декаль для обзора предоставлена фирмой Бегемот