Тип: Декали на Су-17М3 и Су-17М4
Машины: 6 вариантов, ВВС СССР в Афганистане
Масштаб: 1:72, 1:48
Производитель: Lindeh Hill Decals
Номер по каталогу: LH72004/LH48004
Декаль для Су-17М3/4 была выпущена фирмой Linden Hill первой в серии декалей на советские самолеты. Декаль делалась при поддержке Виктора Марковского, автора книги “Жаркое небо Афганистана”. Декаль посвящена теме Афганистана и называется “Фиттеры над Панджером” (если вы не в курсе, то поясню, что Фиттер (Fitter), это НАТОвское обозначение для Су-17, а Панджер – это долина в Афганистане).
Су-17 разных модификаций очень интенсивно применялись в Афганистане и теперь, благодаря американской фирме Linden Hill, мы можем построить модели этих самолетов.
Декаль представляет 6 вариантов. Для каждого варианта даются опозновательные знаки, бортовые номера, эмблемы и рисунки. Технических надписей в наборе нет, что можно отнести к недостаткам набора.
Качество
Декаль отпечатана в Мексике, очень хорошего качества. Тонкая, напечатана без смещения цветов, полиграфия очень четкая.
Инструкция
Инструкция содержит краткое описание каждой машины, на которую представлена декаль, боковики со схемой камуфляжа, а также, схема нанесения декалей.
Сравнение с фотографиями и журнальными публикациями выявило неточности в схемах камуфляжа, поэтому для окраски лучше руководствоваться другими источниками.
Текстовая часть содержит историю каждой машины и номера цветов по FS.
Варианты
1. Су-17М3 красный “26” (эмблема – дракончик), 136 ИБАП. Полк был передислоцирован из Чирчика (ТуркВО) в Кандагар летом 1986 г., а в 1988 г. в Шиндад.
2. Су-17М3Р синий “21” (эмблема – сова), 139 ИБАП. Полк дислоцировался в г.Борзя (ЗабВО), весной 1987 г. был перебазировался в Шиндад.
Следует иметь в виду, что в Афганистане эта машина имела б/н “01”, а номер “21” получила после ремонта, при этом эмблема была сохранена. После перекраски фон эмблемы и б/н отличается по интенсивности от общего фона.
3. Су-17М3 красный “03”. Полк неизвестен.
4. Су-17М3 желтый “10” (эмблема – Андреевский флаг). Эта машина принадлежала авиации ЧФ, базировалась на аэродроме Гвардейское в Крыму. После распада СССР перешла в ведение ВВС Украины.
5. Су-17М4 синий “42” (эмблема – тигр). Машина из Оршанского ГвИБАП. Полк был переведен из Воздвиженки (ДальВО) в Коканд в 1988-89 для прикрытия вывода советских войск из Афганистана. Получил неофициальное название “Тигры Панджера”.
Цвета декали слегка отличаются по оттенку от тех, что приведены в журнале “Мир Авиации” 2’96. Но есть ощущение, что в журнале цвета смещены, так как звезда на киле имеет фиолетовый оттенок.
6. Су-17М4Р синий “07” (эмблема – индеец на левом борту, летучая мышь на правом). 16-й разведывательный полк, переведен из Екабпилса (ПрибВО, Латвия) в Баграм в декабре 1988 г.
Выводы
Практически все, что было сказано в предыдущих обзорах, можно повторить еще раз. Недостатки: отсутствие технички, отсутствие схемы покраски “вид сверху”, сомнительность цветовых оттенков схем окраски.
Достоинства: отличное качество, разнообразие вариантов, соответствие декалей прототипам.
Для тех кто хочет сделать афганские варианты Су-17 – отличный выбор. Рекомендуем!
P.S. В список рекомендованых источников можно добавить журнал М-Хобби 3’2003 со статьей В.Марковского “Афганские “стрижи”” и монографию “Истребитель-бомбардировщик Су-17” В.Марковского и И.Приходченко, переизданную в этом году.
Thanks to Linden Hill Import and to Guy Holroyd for review sample!