В связи с тем, что поступивший на вооружение ВВС СССР в 80х годах прошлого столетия самолет Су-27 значительно отличался от всех существовавших в СССР истребителей, как по уровню летно-технических характеристик, так и по возможностям системы управления вооружением, комплекса навигации и другого оборудования, для эффективной подготовки летчиков потребовалось создание его двухместного учебно-боевого варианта, названного Су-27УБ. При этом предполагалось, что сохранение на «спарке» в полном объеме бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения одноместной машины позволит использовать ее и как полноценный боевой самолет. Более того, учитывая большую дальность и продолжительность полета Су-27, наличие на борту истребителя двух членов экипажа в ряде случаев было даже предпочтительнее.
Итак, рассказ пойдет о недавно построенной мной модели самолета Су-27УБ китайской фирмы» Трумпетер» в масштабе 1-72. К слову,»Трумп» выпускает еще несколько модификаций Су-27, но речь поведется именно о двухместном варианте. Можно сказать, что до появления китайского набора, пальму первенства держала спарка французской «Heller», которая в последующем перепаковывалась «Алангером». Для своего времени модель весьма неплохая и аккуратная (сразу оговорюсь, что в чертежи я ее не укладывал) но явно не дотягивающая до сегодняшнего качества и уровня проработки.
При первом рассмотрении набор производит очень приятное впечатление. Фотографии отливок выкладывать нет смысла, т.к. набор уже вышел из разряда новинок и посмотреть литники можно элементарно «погуглив». Качественная поверхность отливок, аккуратная внутренняя расшивка — стандартные радости моделиста… Немного подпортили картину небольшие утяжины сверху крыла и толщина фонаря. Фонарь конечно не критичен и прозрачен, но желающим открыть кабину, придется стачивать лишнее и шлифовать, или приобрести ваку-фонарь от «Павлы».
К началу работы у меня в наличии имелись:
— конус РЛС
— передняя ниша
— пара кокпитов
— сопла
от «Неомеги», набор травления от «Эдуарда» и колеса «Экипаж». Стоит заметить, что строить модель в самом начале планировалось «из коробки», без использования всякого железно-смоляного довеска… но, закупленное ранее все это добро для так и не оправдавшей надежд и ожиданий модели от ICM просто должно было быть использовано, иначе, так и покрылось бы паутиной в ящике стола. Детали из смолы, к слову, очень органично вписались в образ — практически без запилов и серьезных подгонок (фото 1,2,3).
В процессе постройки были «выпущены» флапероны и отклонен носок крыла (фото 4).
С помощью травления и тонкого листового пластика доведены ниши основных стоек. В модели присутствует небольшой косячок — расшивка и» жабры «в районе пушки не совсем соответствуют действительности. Неправильные линии я убрал с помощью шпатлевки и шкурки и сделал новые. А «жабры» выпилил из «Италовской» модели, сточил толщину до толщины листа бумаги и аккуратно, с минимальным количеством клея приклеил на место. Ступеньку выровнял нанесением кистью» тамиевской» шпатлевки разбавленной 47-м растворителем (фото 5).
Самой трудоемкой частью работы стала подгонка и переделка воздухозаборников от модели «италери» они к слову тоже не эталон точности, но конечный результат получился намного правдоподобнее. В родном исполнении подгуляла ширина и форма, не критично на мой взгляд, и поначалу я хотел оставить все как есть но, приложив на сухую уже готовые, с сетками и покрашенные изнутри заборники к фюзеляжу, решил, что такой вид меня не очень устраивает и пришло желание немного усложнить себе жизнь. Процесс бесконечных подгонок и примерок описывать смысла не вижу, скажу только, что решетки перепуска поставил от смоляных ВЗ от «Неомеги» по принципу доработки пушечного отсека. Т.е. вырезал, сточил до максимума, наклеил и выровнял.
В дальнейшем постройка шла без проблем и нервных заморочек.
При проведении малярных работ использовал набор для Су-27 от Акана, правда немного подкорректировал голубой (83046) цвет камуфляжа, в соответствии с фотографиями данного борта, которыми любезно поделился Андрей Зинчук, за что ему отдельное человеческое спасибо! Декали ростовского «Траверс» и его земляка «Бегемота». К слову, дека второго просто шикарна, как по количеству вариантов, так и по подробности и количеству» технички». Качество так же на наивысочайшем уровне, все легло, обжалось и приварилось абсолютно идеально.
В заключение поделюсь впечатлениями от набора. Они в большинстве очень даже положительные, и если закрыть глаза кое на какие косяки (а без них у Трумпа не бывает), то даже в «изкоробочном» варианте можно получить очень приятную во всех отношениях модель!
Галерея
Литература: Фомин А. В. «Су-27. История истребителя.»-М.:»РА Интервестник», 1999.