Тип: Ki-10-II
Масштаб: 1/72
Производитель: ICM
Номер по каталогу: 72311
Технология: литье
Набор упакован в характерную для этого производителя коробку с рисунком на лицевой стороне и схемой окраски модели на тыльной.
В коробке находится инструкция, декаль и детали модели, упакованные в индивидуальный пакет.
Инструкция
В инструкции имеется краткая двуязычная (русский – английский) историческая справка об истребителе Ki-10-II, а так же основные тактико-технические характеристики и обязательные всевозможные советы и предупреждения.
Порядок сборки проиллюстрирован просто и подробно, вопросов возникнуть не должно. Однако я бы порекомендовал его немного нарушить и устанавливать окрашенные колеса на уже окрашенную и собранную модель. Так же проще отдельно окрасить лопасти винта и только потом вклеить их в кок. А в самую последнюю очередь я бы приклеил козырёк кабины и трубу прицела.
В инструкции имеется схема установки расчалок крыла, безусловно, эта информация пригодится опытным моделистам – ничто так не оживляет модель биплана, как натянутые расчалки!
По всем этапам сборки есть информация по окраске отдельных деталей. Цвета красок в инструкции и схеме окраске традиционно привязаны к цветам Model Master. Я бы предпочёл, чтоб были указаны краски АКАН – ими я пользуюсь в последнее время чаще всего. Это было бы логично, тем более что ICM представляет краски этой фирмы в своём каталоге.
Детали
Все детали расположились на одной отливке, всего их 29. Ещё одна деталь, козырек кабины, выполнен на ацетатной плёнке масштабно и аккуратно, вот только о том, что для надёжного приклеивания такой плёнки к фюзеляжу желательно использовать особый клей в инструкции не сказано. Детали в целом отлиты хорошо, но на некоторых имеется незначительный облой. На поверхностях крыльев и стабилизатора имитирован провис полотна и фактура тканевой поверхности. К сожалению, в месте стыка литника с передней кромкой верхнего крыла есть участки сморщенного пластика. Видимо пластик подавался в недостаточно прогретую пресс-форму. На внутренних поверхностях фюзеляжа имитирован набор фюзеляжа. Кабина собирается из пяти деталей. Вид пилотского кресла вызывает сомнения в правильности, но найти подробную информацию о нём мне не удалось.
Декаль
Декаль тонкая, матовая, с незаметным лаковым слоем. Рекомендую её дополнительно задуть лаком, будет попрочнее. Декаль позволяет оформить модель в одном из двух вариантов:
1. Кi-10-II из состава 64 сентая, на котором летал в 1938 году, в Китае, капитан Татео Ката.
2. Кi-10-II из состава 77 сентая, Китай, 1938 год.
Сборка
Сборка бипланов вообще непростая задача для моделиста, браться же за сборку этой модели в качестве первой модели биплана я бы не рекомендовал, Первого взгляда достаточно, чтоб понять – придётся серьёзно потрудиться. Дело даже не в том, что практически все стыки деталей фюзеляжа, избавляясь от щелей, придётся шпаклевать и зашкуривать. Горизонтальное оперение приклеивается к хвостовой части фюзеляжа без каких либо направляющих, надо быть внимательным при их монтаже. Хвостовой костыль вместе с подкосом выполнен очень грубо, его не помешает хорошенько обработать надфилем. Кроме того, под подкосом имеются заметные щели, поэтому подкос проще удалить, щели шпаклевать и делать новый подкос из тянутого литника. Сложнее всего будет правильно смонтировать верхнее крыло биплана, так как посадочные отверстия под стойки крыла отмечены лишь небольшими углублениями. Соответственно сами стойки и подкосы имеют такие же мизерные штырьки, которые торчат по оси стоек. Но устанавливаться стойки должны с определёнными углами, которые ничем не задаются – приходится клеить их «на глазок». Такое исполнение не обеспечивает надёжную установку и фиксацию деталей. Склеивать коробку крыльев рекомендую «суперклеем» – после тщательной подгонки и выравнивания всех стоек и подкосов и постоянного контроля параллельности крыльев (проще всего это делать по кромке крыльев, разглядывая их под разными ракурсами). Установив верхнее крыло на фюзеляжные стойки, обнаружил, что крыльевые подкосы достают до крыла только располагаясь строго перпендикулярно поверхности крыла, чтоб «дотянуть» их до посадочных мест, пришлось увеличивать их высоту на пару миллиметров. После полного высыхания крыльевой коробки собираем стойки шасси, после возни с подкосами и стойками это лёгкая задача. Высверливаю вблизи подкосов отверстия для растяжек сверлом 0,25мм. Растяжки делаются из нейлоновой нити вытянутой из женских чулок, колготок. После проведения через отверстие (чтоб проще было с ней работать, мазните натянутую нить «суперклеем», обрежьте, и работайте этим твёрдым кончиком, как иголкой) нить фиксируется «чопиком» из тянутого литника смазанного клеем, либо просто капелькой «супермомена». После полного высыхания клея остатки литника аккуратно обрезаются и практически не требует дальнейшей обработки.
Окраска
Окрашивал модель примерно подобранным цветом на основе красок «Акан». Одноцветно окрашенная модель смотрится как игрушка, её необходимо тонировать, максимально приблизив её восприятие к реальному самолёту. Имитация нагара из выхлопных патрубков, потёки масла и охлаждающей жидкости заметно оживят модель. Декали были посажены на разведённый акриловый лак, после чего вся модель была задута полуматовым лаком.
Резюме
К сожалению, эту интересную модель нельзя рекомендовать начинающим моделистам. Сомневаюсь, что у них хватит терпения и навыков её собрать должным образом и без ошибок. Но если можно рассчитывать на помощь и контроль более опытных товарищей, то взяться за постройку этой модели стоит. Модель Ki-10-II можно рекомендовать моделистам с достаточным опытом. При некоторых усилиях этот биплан займёт достойное место в домашней коллекции лучших бипланов 30-х годов прошлого столетия, тем более что ICM выпускает значительную их долю. Учитывая, что модели данного самолёта в масштабе 1:72 других производителей труднодоступны и особенно учитывая цену, альтернативы ему в настоящий момент, пожалуй, нет.