Тип: F/A-18F
Масштаб: 1/48
Производитель: Italeri
Номер по каталогу: 2619
Италери, как ни прискорбно, оказывается фирмой держащей нос по ветру. Это выражается в том, что как только появляется достойный воплощения в пластике самолет, он какое-то время спустя появляется в ассортименте. В действительности плод такого труда чаще всего оказывается сыроватым и недоделанным. Точно также обстоит дело и с италовскими «Супер Хорнитами». Хотя, надо отдать должное – помаленьку фирма улучшает качество, и если помучаться, что-то из них получится. К своему несчастью, я отношусь к той категории моделистов, для которой довести какие-нибудь дрова до ума – дело чести, и поэтому если я за эти дрова берусь, то стараюсь довести их до уровня Тамигавы. Когда я начинал этот проект, заявленные Ревелом и Трампетером «Супер Хорнеты», которые могут и должны быть лучше, казались отдаленной перспективой. Итал же был у меня в руках, и я мог им заняться. Прежде всего, я не хотел делать самолет в минимальной конфигурации, как предлагала фирма-разработчик, и хотел исправить допущенные при разработке модели ошибки. Поэтому работа началась со сбора информации. Вначале ее было мало, но с началом поступления «Супер Хорнетов» в строевые эскадрильи в сети появилось много фоток этой птички.
Из основных недостатков модели – плоский интерьер кабины, очень слабые кресла, неправильная расшивка бросающихся в глаза частей, отсутствие правильных щелей подпитки воздухом. Кроме того, отсутствовала характерная трапециевидная накладка для сенсоров в носовой части и, зачем-то, был дан тормозной щиток между килями. Именно его на самолете нет.
Я не говорю о более мелких недостатках – немасштабно коротких воздуховодов, отличий в стойках шасси и т.д.
Итак, я занялся постройкой, когда моя мысль в отношении этого аппарата окончательно сформировалась. Я хотел сделать нечто вроде диорамы – открытую кабину, прилично детализированную. По моим замыслам, я хотел изобразить самолет в предполетном состоянии, с готовящимися «к заданию» пилотами. Я даже подумывал сделать на модели поднятые законцовки крыльев. Помимо этого, я намеревался максимально доработать саму модель. Многие недостатки, замеченные выше, мне предстояло либо устранить, либо максимально сгладить.
Для детализации кокпита я решил переделать стандартный кокпит от хасевского F-18D. На него у меня имеется кабина от «Блэк Бокс», поэтому родным кокпитом я мог пожертвовать.
Прежде всего, масштабной переделке подверглись приборные доски – на «Суперах» приборные доски с четырьмя дисплеями. Здесь я занялся переделкой хасегавовских. Кресла я также взял из набора Хасегавы и доработал их самостоятельно до более-менее приемлемого состояния.
Так как, сразу возникла идея сделать поднятые крылья – я нашел фото самолета с поднятыми законцовками и нашел, что это вполне осуществимо, потому что механизм поднятия выглядит гораздо проще, чем на ранних «Хорнитах». Я даже разрезал крылья по узлам стыковки, но позже решил все же оставить эту затею, справедливо решив, что Ревел или Трампетер могут сделать этот механизм в своих моделях. Но крылья все равно подверглись переделке – прежде всего я хотел сымитировать механизацию – на стоянках закрылки почти всегда опущены вниз. Я их отрезал и доработал их для приклейки в опущенном состоянии. Причем внешние и внутренние группы были сделаны мною в различном положении. Стабилизаторы также могут находиться в разном положении, но чаще всего отклонены вниз.
Кстати, стабилизаторы отлиты вместе с нижней частью фюзеляжа строго горизонтально и я их отрезал. Последствия этой отрезки я потом долго устранял.
Фюзеляж покроен весьма странно (достаточно глянуть на обзор содержимого коробки), что не замедлило сказаться на сборке – швов было много, в некоторые места для сохранения «округлости» пришлось вставлять распорки и заливать щели растворенным в дихлорэтане пластиком. Доработке подвергся фюзеляж, особенно в части расшивки. Местами клепка была насверлена заново. Стыковка воздуховодов и их выглаживание заняло несколько мучительных дней. Для улучшения зрелищности я сделал два отверстия в хвостовой части фюзеляжа и подготовил их для установки решеток. К сожалению, сопла даны фирмой в неправильной конфигурации. Пластины сопла двигателя GE 414 идут на настоящем самолеты с накладкой друг на друга по часовой стрелке, а в модели – против. Хасегава, к слову, на своих «Хорнитах» дала все правильно, но это уже фирменный подход.
Щели для подпитки воздухом в районе килей в модели даны в неправильной конфигурации, что бросается в глаза, и я их переделал по двум фотографиям до склейки фюзеляжа. Получилось более-менее похоже. Ниши основных стоек шасси также подверглись небольшой доработке – там я перекрыл листовым пластиком некрасивые щели. Линии расшивки, начиная от воздухозаборников до кончика носа в модели практически неверны. Все я исправлять не стал, но многое подправил, и правильно расположил некоторые лючки. Места для навигационных огней в модели на наплывах фюзеляжа слишком большие, и поэтому также были доработаны. Перед козырьком ветрового стекла кабины имеется трапециевидная накладка под датчики и антенны. В модели ее совсем не было – я ее сделал самостоятельно. Также была исправлена конфигурация пушки и узла с заправочной штангой. Мелкие доработки были сделаны в кабине и на фонаре (добавлены зеркала, крючки). Фонарь и ветровое стекло были затонированы смесью двух акриловых тамиевских лаков – дымчатого и красного. Мне кажется, что именно эти способом я добился нужного коричневатого оттенка.
Вооружение и подвесной бак также были подправлены. Пилоны также подверглись доработке.
Из вооружения, предлагаемого к установке, я оставил только исправленные мной ракеты AIM-120, AIM-9, AGM-88. Сильно доработал ракеты AGM-88. Здесь я исправил их обводы и заново сделал переднее оперение. Для внушительности мною было решено вооружить самолет четырьмя бомбами JDAM. Это копии из полиэфирной смолы бомб, которые дает в свое наборе вооружения Хасегава (эти скупердяи дают их в наборе всего две). В результате, все 11 узлов подвески оказались занятыми, что выглядит весьма неплохо.
Для маркировки я использовал обе декали от италовских «Супер Хорнетов». Из них скомбинировал самолет той же эскадрильи VFA-122 с номером 101. Серийный номер самолета для самолета с номером 102 был подправлен на одну цифру – из последней шестерки сделана пятерка (не знаю так ли это на самом деле). Техничку для окончательного оформления самолета я использовал из разных декалей и старых обрезков, даже 72-го масштаба. В этом я больше опирался на фотографии, чем на инструкцию. Многие трафареты, предлагаемые Италом для перевода в то или иное место, на очень подробных фото самолетов отсутствовали или были совсем не там расположены.
Ну, вы поняли, что это модель для тех, кто не ищет простых путей 😉 С нетерпением ожидаю новой модели F/A-18E от американского Ревелла. Уж точно с ней так мучаться не придется, раз ее выход задерживается на год. Возможно, Трампетер также может сделать неплохую модель. А судьба моего одноместного «Супер Хорнета» от Италери видимо останется незавидной – я решил использовать многие части с него для первой версии италовского «Хорнета», который выглядит еще ужаснее, но который я также надеюсь более-менее довести до ума и покрасить по одному из «агрессоровских» стандартов.