Тип: МиГ-21И “Аналог”
Масштаб: 1/48
Производитель: AMC Models, Чехия
Историческая справка
При разработке сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 потребовались данные о поведении в воздухе реального самолета с оживальным крылом. С этой целью в ОКБ Микояна на базе истребителя МиГ-21С был создан самолет-аналог Ту-144 с крылом, представляющим собой уменьшенный вариант крыла Ту-144. Первый вылет на этом самолете 18 апреля 1968 г. совершил летчик-испытатель О.В.Гудков. Всего было построено два самолета – на втором меняли форму наплывов крыла и, кроме того, на законцовке киля установили кинокамеру. Внешне машины отличались формой крыла (на первом прототипе более острые наплывы), формой киля и окраской – первый прототип был окрашен в серый и белый цвета и имел на киле красный флаг, второй прототип был серебристого цвета и имел звезды в качестве опознавательных знаков.
Машины получились очень удачными по своим маневренным и взлетно-посадочным характеристикам, правда, за счет большей площади крыла несколько ухудшились разгонные характеристики. Была даже идея запустить “бесхвостку” в серию, но ей не суждено было воплотиться в жизнь.
Судьба самолетов сложилась по-разному. На первом прототипе во время выполнения перевернутого полета на малой высоте 28 июля 1970 г. разбился летчик-испытатель ЛИИ В.С.Константинов. Второй прототип после выполнения программы испытаний был передан в экспозицию музея ВВС в Монино, где находится и по сей день.
Модель
Модель МиГ-21И, которая изготавливается чешской фирмой AMC models, представляет второй прототип, тот самый, который можно видеть в Монино. Модель изготовлена по технологии Resin-kit, или, по-просту говоря, отлита из полиуретановой смолы.
Набор упакован в картонную коробку и состоит из полиуретановых деталей (в количестве 38), прозрачного фонаря, инструкции и декали.
Качество изготовления
Набор изготовлен из полиуретановой смолы бежевого цвета. Качество отливок очень неплохое, особенно учитывая, что это отливки из смолы.
Расшивка достаточно четкая, облоя мало, смола режется хорошо. Постройка модели у моделиста, умеющего работать со смолой, не должна вызвать особых трудностей.
Деталировка
Посмотреть качество отливок и деталировку можно на фотографиях ниже. Несколько замечаний общего плана. В целом, деталировка модели вполне удовлетворительное и, что обычно и ожидаешь от моделей из смолы, в целом выше, чем у пластиковых наборов. Однако, есть и некоторые претензии. Во-первых, в кабине совершенно нет боковых панелей. Во-вторых, ниши шасси, особенно крыльевые, пустоваты. В-третьих, деталировка двигателя состоит в имитации лопаток турбины и не более того.
Из плюсов: хорошо сделано кресло, колеса, тормозные щитки. Отдельно дан руль направления.
Фонарь
Фонарь изготовлен методом вакуумформования. К качеству претензий нет – прозрачность и толщина вполне приемлемые. А вот по размерам есть серьезные замечания. Фонарь слишком мал. И по ширине, и по высоте. По ширине не хватает по одному миллиметру с каждой стороны, по высоте чуть меньше. При общих малых размерах фонаря это довольно сильно бросается в глаза.
Соответствие прототипу
Когда я начал разбираться с чертежами, то выяснилось, что существует два чертежа на МиГ-21И. Первые – чертежи Владимира Климова, публиковались в “Крыльях Родины”, а потом перекочевали в монографию MiG-21 ‘Fishbed’ by Efim Gordon and Bill Ganston. Вторые чертежи чешского производства, выполнены Станиславом Смекалем (Stanislav Smekal) – были опубликованы в журнале Letectvi + Kosmonautika 24/86 вместе с монографией MiG-21 Analog 144 Pavel Tyc. К своему удивлению я обнаружил, что на одну и ту же машину – второй прототип, монографии, равно как и чертежи, дают совершенно разные данные по размаху крыльев. У Гордона-Климова это 8,15 м, а у чехов – 7,15. Разница на целый метр. Вот как это выглядит на чертежах (красным показаны чертежи из L+K):
Очевидно, что чехи воспользовались данными по обычному МиГ-21, у которого размах действительно 7,15 м. И к огромному сожалению, разработчики модели взяли за основу именно эти, ошибочные чертежи. Вот, что из этого получилось:
Фюзеляж ложится в чертежи вполне прилично. Размеры, расшивка, лючки – вполне в пределах допусков. А вот крыло – никуда не годится.
Т.е., крыло сделано по неверным чертежам, а следовательно, оно уже чем надо на сантиметр и, кроме того, неверна форма задней кромки. Теоретически, дело можно попробовать выправить клинообразной вставкой между крылом и фюзеляжем. При этом, кстати, и задняя кромка примет нужный угол. Но возни с этим потребуется очень много.
Ну и второе серьезное замечание – это форма фонаря, о чем я уже говорил выше. Можно попробовать заменить его на академовский или сделать на основе академовского форму, на которой вытянуть фонарь заново.
Декаль
На декали находятся только 6 звезд. Нет ни технички, ни логотипа КМЭ (Комсомольско-Молодежный Экипаж), ни кинетеодолитных маркеров на носу и в хвостовой части (см.фото вверху). Интересная особенность – подложка имеется по всей поверхности декали, поэтому звезды перед нанесением надо будет вырезать по контуру.
Инструкция
На двух листах формата А4 напечатаны общие виды по чертежам из журнала L+K, две схемы, показывающие последовательность сборки и схема покраски. Полиграфия и исполнения довольно кустарные, но вполне достаточные для сборки модели.
Выводы
Модель нуждается в серьезной доработке. При общем хорошем уровне качества отливки и деталировки есть проблемы с соответствием прототипу. Прежде всего это касается крыла и фонаря. Только для опытных моделистов.
Благодарности
Анатолию Величко за фотографии и советы, Андрею aka Sokol за присланный журнал L+K, участникам форума масштабных моделистов за помощь с чертежами и, конечно же, Ladislav Fojtl за предоставленный для обзора набор!
Модель для обзора предоставлена фирмой LF Models & KORA Models