Производитель: TigerHead Decals, Турция
Для модели: Spitfire LF IX, Vb, IX
Масштаб: 1/48
Декаль от турецкой фирмы TigerHead Decals в 48-м масштабе представляет три варианта истребителя Спитфайр ВВС СССР.
Первый вариант для Spitfire LF IX MJ858. Самолет был построен на авиазаводе Castle Bromwich Aircraft Factory в декабре 1943 г. и передан по программе Ленд-Лиз в СССР в мае 1944 г.
Самолет имел ярко окрашенный кок винта и хвост.
Автор реконструкции – польский историк Wojtek Matusiak.
Второй вариант представляет известную машину Spitfire Mk.Vb EP210, построенный в июне 1942 г. b переданный в СССР в январе 1943 г. Истребитель был приписан к 3й эскадрилье 57 ГвИАП под бортовым номером 538, который в 43м году воевал на Кубани.
В своих воспоминаниях командир эскадрильи 57 ГвИАП Герой Советского Союза А.Л.Иванов пишет: “Заметное внешнее сходство «спитфайров» с «мессершмиттами» не только сковывало свободу действий в небе, но и приносило более серьезные неприятности. Наши зенитчики все же принимали «спитфайры» за фашистов и, не стесняясь, открывали по ним огонь. Атаковали «спитфайров» не только зенитчики, но и летчики других авиационных частей, базировавшихся на соседних аэродромах.
К тому же в заблуждение вводили собратьев по оружию и желтые стрелы, нарисованные вдоль фюзеляжа, которыми мы украсили свои «спитфайры», — отличительный знак полка.
Были приняты срочные контрмеры — содрать с фюзеляжей традиционные «украшения».
Вооружившись стамесками, отвертками, металлическими линейками, перочинными ножами и прочими острыми предметами, мы пошли в атаку на желтые стрелы.
Скобяными работами мы были заняты все свободное время между вылетами, а потом, подкрашивали фюзеляж [195] светло-серой краской, под цвет англичанина, Но и после того, как были уничтожены стрелы, все же некоторые летчики и зенитчики продолжали путать «спитфайр» с «мессершмиттом».” [Иванов А. Л. Скорость, маневр, огонь. — М.: ДОСААФ, 1974.]
На известной фотографии как раз изображет Спитфайр с уже удаленной молнией.
А вот реконструкция И.В.Злобина с молнией на борту.
Декаль представляет вариант без молнии, а жаль, можно было бы сделать 538й в двух вариантах. Кроме того, хорошо видно, что написание бортового и серийного номера на декали отличается от реального.
Третий вариант Spitfire Mk.IX бортовой номер 78 белый из состава 26 ГвИАП, полученный полком в феврале 1945 г.
По качеству декали замечаний нет, печать четкая, без смещения. Из недостатков можно отметить отсутствие инструкции, но при наличии интернета, эта небольшая проблема.