Главная АвиацияСтатьи1/72 Ан-12БК от Roden в 1/72

Тип: Ан-12БК
Масштаб: 1/72
Производитель: Roden, Киев
Кат.№042

КРЫЛАТЫЙ «КИТ»

Характеристика модели

Масштаб – 1/72.
Внутренний крой.
Десять литьевых рамок, одна – с прозрачными деталями.
Более 250 деталей из очень светлого серого пластика, 31 шт.-прозрачных.
Более 50 элементов декали – ОЗ, технические надписи и маркировка, «приборная доска».
Альтернативное положение стоек шасси, грузолюка, подвижные винты, колеса, хвостовая пушечная установка.

Варианты оформления:

ВТА СССР, Кабул, Афганистан, 1980 г.
ВТА СССР, а-м Каир-Вест, Египет, декабрь 1973 г.
№8346704, 257-й авиаполк, а-м Хабаровск – Большой, лето 1997 г.
ВВС Украины, а-м Гостомель, август 1992 г.
Все варианты окрашены целиком в серый цвет (примерный эквивалент – Medium Sea Gray RAF).

Линейные размеры:
Самолет: 1/72: Модель:
Размах – 38,0 м 52,78 см
Длина – 33,1м 45,97 см

Рейтинг (максимум – семь):
Упаковка – 6
Декаль – 5
Инструкция – 6
Литье – 5
Деталировка – 6
Копийность – 6
Собираемость – 5
Общая оценка – 5+

О самолете

Трудяга – грузовик не нуждается в изысканных рекомендациях. Ан-12 вполне доступен обозрению в наши дни. Самолет легко узнаваем, как герой античных легенд и просто старый друг. Он летал и еще летает на всех широтах, во многих странах мира. В свое время это был основной самолет ВТА Варшавских «друзей». Китайские же друзья выпустили его копию Y-8. Без лицензии, по-дружески. Подобно другим «транспортникам» послевоенного периода, он не удостаивался чести множества серьезных публикаций, кроме [1]. Эта скромная монография будет в дальнейшем отправной точкой в работе над моделью и послужит, так сказать, источником знаний о самолете, а пока немного об особенностях Ан-12БК (не путать с вариантом для ППС, имеющем такое же обозначение). Эта модификация отличается более мощными двигателями АИ-20М, увеличенным проемом грузолюка и усовершенствованным оборудованием, в частности, в увеличенной «бороде» на носу разместилась новая РЛС «Инициатива». Пожалуй, достаточно. Мало – читайте «АиВ» (право, есть чего почитать). Просто не терпится перейти к давно ожидаемой литьевой модели величественной машины.

Модель

Первыми были ближайшие территориальные коллеги “RODEN”’а – ‘A-Model”. Заявлен Ан-12 и у “Trumpeter”, причем также в масштабе 1/72 (в “гражданском формате” 1/100 уже выпущен). «Амоделевская» копия – мультимедийный набор – не подарок в работе и годится только для фанатов. «Роденовское» произведение – полноценное литьевое изделие, очень чисто выполненное и хорошо собираемое, причем по цене примерно равноценное с «первенцем». Добротная коробка с прекрасным артом «Ан-12 в Афганистане». Хорошая геометрия и масштабность. Точный внутренний крой, правда, довольно широкий и местами невнятный. Дефектов литья немного, приличная деталировка, в том числе и внутренняя, отличная инструкция (все четко и понятно, верные ракурсы, карта красок; теперь почти все дублировано и по-русски). Большущий лист отличной декали на четыре варианта, много «технички». Детали пролиты далеко не идеально, но с максимально возможной проработкой и копийностью при располагаемой технологии. Хорошо деталировано шасси. Чистые прозрачные детали с четким переплетом кабин. Диски колес очень похожи на жизнь, есть намек на рисунок протектора. Здорово выглядят прекрасно выполненные рулевые поверхности. Не какая-то тоненькая расшивочка, а почти 100% подобие рельефа. Членение рационально и логично. Только не люблю я отдельно данные лопасти винтов, но это кому как. Фюзеляж выполнен в виде двух секций, разделенных по линии реального кроя расшивки (такое разделение соблюдено практически везде). Пол грузовой кабины образует при монтаже в переднюю часть фюзеляжа очень похожие на реальные ниши шасси. Створки грузолюка можно монтировать в альтернативном положении. Более-менее прилично имитирован внутренний интерьер. Не думаю, что китайцы сделают модель много лучше. Разве что, возможно, будет ФТД и отдельные рулевые поверхности, пластик поплотнее.

Замечания. Серьезные сомнения вызвала рекомендуемая инструкцией на некоторых вариантах окраска передних кромок крыла, киля и мотогондол белым цветом. Вроде везде на фото, да и на «боковиках» в [1] виден цвет полированного алюминия. Впрочем, специалисты разработчиков внесли ясность: передние кромки, где работает противообледенительная система, красились термостойкой белой краской, которая с течением времени старела и слущивалась. Не все ясно и с окраской интерьера хвостовой части. Законцовки крыла и стабилизатора красились ярко-оранжевой краской. Можно еще заметить, что шлейфовые антенны обычно были черного цвета. Эти моменты упущены в инструкции, есть небольшая путаница и в нумерации деталей (особо на номера я не смотрел, но две «блохи» проскочило).

Жаль, что отверстия на дисках колес и лонжеронах рампы «пролились» не чисто. Створки грузолюка «потеряли» почти весь раскрой обшивки. К сожалению, чертежи в [1] не содержат подробные проекции на нужную модификацию «БК». Поэтому не могу утверждать, но, судя по тому, что есть, антенны и всевозможные датчики несколько отличаются от реальных. И по форме и примерно на 20% больше по размерам. Нет антенны СРО на носу. Однако, повторяю – в этом я не уверен. Компьютерные виды 3D – сборки модели на коробке «неживые» – синий фон превратил Ан-12 в какой-то труп сизого оттенка. Но вышеперечисленное не принципиально и устранимо.

Все это – первый взгляд. Начнем сборку.

Сборка и отделка

Собирал я модель по узлам, производя их окраску отдельно (фюзеляж, консоли, оперение, мотогондолы и шасси). Далее, после их соединения, была проведена окончательная отделка и подкраска. Это позволяет значительно упростить окрашивание и устранить вопросы монтажа до генеральной сборки. Большое количество деталей заставило продумать процесс окраски, чтобы по двадцать раз не промывать аэрограф, а красить сразу все детали в нужный цвет и в нужной последовательности.

Можно констатировать, что применение системы автоматического проектирования ГеММа-3D избавило модель от бед всевозможных глобальных нестыковок. Все проблемы, отмеченные ниже, объясняются, скорее всего, иными причинами, тем более, существенных нестыковок не отмечено.

Фюзеляж, пол, половинки консолей крыла и стабилизатора стыкуются хорошо – надо лишь аккуратно отделять рыхловатый пластик от литников (это швейцарский полистирол; как сообщают разработчики, со временем твердеет), избегая сколов по “живому” и удалив досадные приливы питателей на стыках.

Консоли крыла становятся на место лишь после проточки чуть “замыленных” отверстий на фюзеляже, особенно в их задней части. Задняя кромка несколько выше стыка на фюзеляже, придеться подточить штифт или его “ответ” на фюзеляже.

Мотогондолы, на мой взгляд, содержат избыточное количество деталей. Сделано это для сохранения их геометрии, но отсутствие на половинках (их две пары) какой-либо фиксации стыка порождает опасность несимметричной сборки и немного напрягает. Зато хорошо продумано все, что касается гарантированной подвижности винтов: заклеить их валы – это надо постараться. Коки стыкуются просто чудесно.

Очень хорошо выполненное шасси, напротив, трудно собрать с подвижными колесами – фиксаторы очень мелкие и легко при их монтаже “затормозить” колеса. Только все равно модель катать никто не собирается. Это, скорее всего, следствие старозаветного подхода, атавизм которого звучит в нашем случае так: iграшка для дiтей вiд 10 рокiв. А что – мне больше десяти. Играшка мне подходит. Таак… Я отвлекся. Желательно собранные тележки шасси нагрузить любимым термическим способом из Вашего проверенного арсенала таких приемов работы, придав им реалистичное обжатие. В моем случае это утюг и вощеная бумага – прокладка.

При сборке грузолюка отмечено, что деталь шпангоута (7В) встанет на место лишь тогда, когда ножки его “арки” будут укорочены на 1,5 мм. Детали нижнего обрамления грузолюка 13F и 14F нужно также укоротить примерно на 1,5 мм, причем равномерно с обеих концов. Это стоит включить в дополнительный лист инструкции, где отмечена похожая операция “обрезания” на 1,7 мм детали потолка грузовой кабины, который мне пришлось укоротить на самом деле на куда большее количество миллиметров, чтобы он не уперся в гермошпангоут спереди.

Стекла иллюминаторов я смонтировал до полной окраски фюзеляжа. Предварительно прокрасил лишь прилегающую к ним часть, а потом закрыл ее маской и завершил окрашивание. Обидно, что стекла иллюминаторов из-за наличия отбортовки посадочных отверстий получаются слегка утопленными. Конечно, отбортовка значительно облегчает монтаж, но тут надо еще подумать конструкторам – выпуклость иллюминаторов весьма существенный вклад в правдивый облик модели.

Как пожелание, хотелось бы, чтобы “шарик” стрелковой установки вставал на свое место чуть посвободнее, пришлось также немного подогнать стыки “кабина пилотов – фюзеляж”, “мотогондолы – фюзеляж”.

Пресс-форма будет еще дорабатываться, поэтому, возможно, многие из перечисленных досадных мелочей канут в Лету…

Используя фото, стоит произвести тонирование листов обшивки и “засветить” их стыки. Можно предварительно, до окраски, пройтись по ним черной краской. А затем, окрашивая модель, добиться их легкого просвечивания сквозь слой краски основного цвета. Масляные потеки, копоть за мотогондолами и небольшие потертости (тонированная желтым серебрянка и простой карандаш) завершат минимально необходимый “макияж” готовой модели. Кабины можно снабдить противосолнечными занавесками и изготовленным по фото дополнительной деталировкой. Это крайне желательно в случае открытого грузолюка – там есть где развернуться! Однако придется поискать фотографии или “живой “самолет – “АиВ” тут особенно не поможет, а начинки грузовой кабины очень много – хватит еще на один набор под названием “Грузовая кабина Ан-12”.

Окраска проста – повышенного внимания требует лишь “отбивка” передних кромок крыла и оперения “серебрянкой” (или белым). И, как ни странно, сложно подобрать точный оттенок серого цвета, в который красится самолет. Medium Sea Gray RAF оказался, на мой взгляд, слишком “синим”. Цвет должен быть более темным, с неуловимым присутствием сине – зеленого оттенка. Он похож на цвет “серого” пластика в наборах от «Хасегавы», «Тамии», разве что чуть посветлее. Свою модель я буду тонировать заново. А пока, чтобы не терять время, сфотографировал, как получилось.

Декаль полиграфически выполнена очень хорошо и даже “богато” по количеству элементов. Очень приятная мелочь – контур лакового слоя довольно близко подходит к самой декали – вырезать теперь ее по контуру не обязательно. Блеск и “серебрение” незначительны, но применить подручные средства борьбы с ними, а также помочь декали “обжаться” желательно.

Сборка заняла полторы недели, в среднем, по три часа вечером.

Да, чуть не забыл – положите достаточно груза под пол носа фюзеляжа. Груза в «бороде» локатора, как рекомендует инструкция, мало.

Резюме

Буду краток – это изделие догнало по качеству уважаемую ICM (почему-то также украинская фирма) и рискует стать «моделью 2002 года» среди производителей стран, некогда объединенных аббревиатурой «СССР». Впрочем, многие западные фирмы уже могут многому поучится у “Roden”. А я просто очарован. Пользуясь случаем, хочу передать искреннее «спасибо» разработчикам и изготовителям модели.

Ну, а для вас, уважаемые коллеги, принципиальным при приобретении рассмотренного набора является даже не опыт (думаю, просто собрать модель легко сможет каждый мало-мальски подготовленный моделист, но не новичок!), а просто наличие необходимой суммы порядка 900 деревянных.

Фотографии

Литература:
Журнал «АиВ» №1’ 1995г.

Модель для сборки предоставлена редакцией газеты «Моделизм».
Отдельное спасибо за присланные уточнения директору «Roden» г-ну В.Чумаку.

Related Articles

Оставить комментарий