Тип: L-29 “Дельфин”
Масштаб: 1/48
Производитель: Planet-Models, Чехия
Номер по каталогу
Технология: Resin-kit
Небесный “Дельфин”
Дельфин – одно из самых красивых и грациозных морских животных. Небо – стихия, в которой свою красоту и грацию можно проявить в полном объеме. Если уметь летать…
И чехословацкие конструкторы не ошиблись, назвав свой первый реактивный учебный самолет L-29 «Дельфин». Название и красивая внешность слились воедино, воплотившись в машине с незаурядными пилотажными качествами с высокой надежностью, которая на более чем на 30 лет стала основным пилотажным и учебным самолетом многих стран. Примечателен он еще и тем, что был первым реактивным учебным самолетом, который массово использовался в ВВС СССР. Кратко с историей можно ознакомиться здесь.
Модель этого самолета я хотел собрать давно. Известно, что с моделями «учебных парт» плохо во всем мире… Если они есть в хорошем качестве – то это только смола. Л-29 был в 48 масштабе у ВЭС (шорт ран со всеми вытекающими последствиями). Не так давно, был выпущен резин-кит от чешской фирмы Planet-Models.
В коробке из белого картона, размером 26 на17см нарисован на белом фоне сам Дельфин в яркой окраске ВВС Чехии. Рисунок выполнен достаточно качественно – по нему можно смотреть техничку, мелкие детали, то, как окрашен самолет.
Внутри находится следующее. В отдельных пакетиках: листы декалей (декалей две – большая основная и маленький листик коррекции на чешский вариант с исправленными кокардами, львом, и бортовым номером), два фонаря кабины (второй – на случай если испортите один), плата травления на приборную доску и пленка с отпечатанными шкалами приборов, конформный груз из белого металла для носовой части. Кроме того, инструкция, отпечатанная на лазерном ч.б. принтере. Но самое главное – это отливки. Они упакованы в два пакета, разделенных на маленькие отделения, как в патронташе. В первом пакете два отделения, в которых лежали половинки фюзеляжа и консоли крыла.
Во втором пакете, поделенном на 5 отделений размещались:
1. детали шасси с колесами
2. мелкие детали кабины и фюзеляжа
3. ванна кабины с другой мелочью
4. кресла
5. центроплан и стабилизатор.
Всего деталей около 70.
Вот такая комплектация. Теперь более детально. Инструкция простая и понятная, 2 листа формата А4, пропечатанной с обеих сторон. Графика хорошая, не от руки. Вся сборка уместилась на 17 этапах. Комментарии к сборке на чешском и английском языках.
Вариантов окраски два, уместились они на отдельном листе. Первый вариант – для ВВС Чехии, 32 тактической базы, по состоянию на 1995-1998 год (мало вероятно, что прототип для этого варианта был первых серий, значит, окраска не подходит). Вторая окраска – барнаульского училища ВВС СССР. В подобной окраске были все Дельфины около 30 лет: с начала 60-х по начало 90-х. Схемы окрасок и нанесения декалей находятся на разных оборотах. Цвета переданы полутонами серого. Присутствует также краткая историческая справка на чешском и на английском языках. У инструкции есть недостаток – она напечатана на лазерном принтере, вследствие чего, на сгибах слой краски обсыпается….
Декаль хорошо отпечатана. Всего имеет 7 цветов. Белый, красный, синий, коричневый, зеленый, желтый, черный. Но есть большой недостаток. На декали отсутствует техничка. Еще стоит отметить то, что стоило бы дать советские звезды двух видов, так как они были разные – с красной непрерывной окантовкой и с прерывистой. Все зависело от того, какой трафарет использовали.
Фонарь вакуумформованный, но из толстой пленки полумиллиметровой толщины с заметным голубым отсветом. Границы обреза не очень заметны, если не сказать хуже. Кроме того, поверхность не идеальна, ее необходимо полировать…
Фототравление фирмы Эдуард хорошего качества, но им даны только приборные доски. Хотя можно было дать еще и антенны, подножки и прочие мелочи. Было бы лучше, чем смола и меньше бы ломалось.
Шкалы приборов, отпечатанные на пленке, выглядят хорошо, но не более – точно такого же качества видимости шкал я добился, просто отсканировав и распечатав на лазерном принтере. Хотя у принтера всего 600 dpi, а у машин, на которых печатают это – 6000 – в 10 раз больше. Вызывает нарекания еще и тот факт, что в реальности приборная доска «цветная», например авиагоризонт, или всякие предупреждающие метки. Кроме того, некоторые приборы нарисованы не убедительно.
Ванна-груз из белого металла отлита хорошо, только в ней кабина из смолы слишком свободно сидит.
Отливки – самое интересное. Все отлито хорошо и качественно из полиуретановой смолы светло-бежевого цвета. Но детали шасси отлиты из черной смолы. Этот материал имеет большую прочность, и при точении пахнет аммиаком. По поводу отливок можно сказать следующее. По уровню исполнения ребятам далеко до той же отечественной «Неомеги». Детали отлиты с наименьшими поднутрениями в виксинт типа Пентеласт 710. Это я определил путем сравнения остатков формы на литнике одной из деталей и своих форм. Такой компаунд имеет малую живучесть и более низкие свойства, по сравнению с остальными. Этим, очевидно, и объясняется такое большое количество деталей. При подобном членении деталей модель можно было бы отлить и из полистирола. То есть, если бы модель делала «Неомега», то деталей было бы раза в 3 меньше. Так как детали были упакованы достаточно плотно в мягкую упаковку, то часть деталей сломалось. Кроме того, некоторые тонкие кромки обломились – например киль на одной из половин фюзеляжа. Деталировка, в общем, достаточно хорошая, но хоть и есть линии расшивки, зато нет заклепочных швов, которые в оригинале очень заметны.
Кресла лучше взять от Неомеги (это кресло точно такое же, что ставили на МиГ-15) – они выглядят более копийно. Но надо отметить тот факт, что и они не лишены недостатков. Внимание: кресла выпускаются двух видов – без парашюта и с парашютом и ремнями. Кресла же из набора состоят из 6 деталей. Интересное сравнение: одна деталь качественного резин-кита и 6 деталей из набора, при этом из набора кресло получается хуже. Детали отлиты хоть и без пузырьков, но поверхность получилась недостаточно гладкой.
Колеса на оригинале тоже стояли от МиГ-15, поэтому я, наверное, возьму пневматики от Экипажа.
Еще не понравилось, как подведены литники к фюзеляжу – потребуется долгая подгонка.
При сравнении с чертежами из «М-Хобби» выяснилось, что фюзеляж соответствует им точно; консоли крыла – каждая короче на 2 мм в районе центроплана, стабилизатор короче на 4мм в общей длине. Неприятно, что неточностью страдают резин-кит модели.
Наверное, модель делалась по чертежам «М-Хобби», и представляет собой ранний, до 19-й, но после 3-й серии (а серий было всего 42), «Дельфин», так как уже нет полностью перфорированных воздушных тормозов, посадочная фара на центроплане, а в хвосте отсутствует люк САРПП-12Г. На чертеже, кстати, изображено неправильно: хвостовой люк и фара в центроплане одновременно. Ведь к тому времени, когда появился САРПП, фару уже перенесли на консоль крыла.
А напоследок я скажу…
В Москве модель продавалась в одном магазине за 40 у.е., а в другом за 60. Мое мнение цена этой модели максимум 30.
Сборка обещает быть долгой, но интересной.