Главная Авиация Пе-8 от ЮМТК в 1/72

Пе-8 от ЮМТК в 1/72

2,6K просмотры

Тип: Пе-8
Масштаб: 1/72
Производитель: ЮМТК
Постройка модели
Автор: Александр Ручковский

Модель: 1/72, Пе-8-4АМ-35 сер.№42028, красная девятка, экипаж С.Сугака- К.Иконникова, 25 ГДБАП, лето 1942 года. Модель построена из вакформы украинской фирмы ЮМТК по материалам отечественных публикаций о Пе-8 (М.Маслов “Дредноут”, журнал М-Хобби, 1997 год; В.Раткин “Пе-8: испытание войной”, серия статей в Мире Авиации 1997-1998, частичный повтор в МА Дайджест 2001; АиК 5-6’2002 “Пе-8” В.Ригмант). Немецкий талмуд по Пе-8 раздобыть, к сожалению, не удалось. Вообще информации по Пе-8 слишком много быть не может, белых пятен достаточно много.

Вакуформа достаточно грубая, из толстенного (местами до 3.5мм) полистирола, довольно много дефектов литья, утяжин, раковин, инородных вкраплений. Крупные линии – рули, щитки, бомболюки – имитированы грубой внутренней расшивкой, напоминающей след от паяльника. Несколько грубовато имитировано провисание полотна, однако после работы шкуркой оно приняло довольно пристойный вид. Целлулоидные фонари из набора – мутноваты, но верны по форме, за исключением переплета пилотской кабины. К набору прилагалась богатая декаль и страшенная машинописная инструкция.

Работа над моделью началась в январе 2001 года снятием деталей планера и проверкой соответствия формы заготовок геометрии самолета в интерпретации чертежей М-Х. Следует полагать, что модель делалась давно на основе чертежей из Крыльев Родины, и осуждать авторов за непопадание в новые чертежи никак нельзя. Проверка дала следующие результаты:

1) Фюзеляж оказался несколько длиннее, а в части за крылом – катастрофически выше, чем нужно, из-за чего Пе-8 начинал напоминать “Либерейтор”. Носовая кабина, имевшая наклон, в модели была “вздернута” кверху, придавая самолету нехарактерную ему “курносость”. Гаргрот в сечении напоминал букву П, в то время как на Пе-8 он имел более сглаженную форму. Сопряжение крыла и хвостового оперения с фюзеляжем “запланировано” на модели не в тех местах, где это показано у М.Маслова – зализы и крыла и стабилизатора сдвинуты вперед. Модель дает возможность показать смещение пилотской кабины к левому борту и вызванную этим асимметрию носовой части.

2) Крыло было выполнено с постоянным поперечным V, в то время как крыло Пе-8 имело параллельный земле участок центроплана, к которым под углом пристыковывались консоли. Угол стреловидности крыла в плане также нуждался в корректировке.

3) “Остальной” самолет: форма хвостового оперения вполне соответствует чертежам. Гондолы 2-го и 3-го двигателей, не считая моторной части, нормальные – резко квадратные входы в заборники радиаторов из-за большой толщины пластика можно вывести на нужную форму изнутри и снаружи. Совершенно не устроила меня форма и длина закапотированных моторов. Колеса основных опор понравились. Кроме антенные РПК в обтекателе (крупновата, но смотрится хорошо), вся обозначенная на листах вакушки мелочь непригодна – были забракованы коки, лопасти винтов, выхлопные патрубки, опоры и подкосы шасси, хвостовая опора – а более ничего и не было.

Помолившись, принялся за сборку.

Фюзеляж

Отпилив носовую и хвостовую кабины, начал заниматься исправлением высоты фюзеляжа. Для этого срезал “крышу” от гаргрота до носка киля на каждой из половин, отрубил лишние миллиметры и приклеил назад под нужным углом схождения. Собрав половины по-сухому, зашпаклевал клеевые швы и постепенно вывел фюзеляж на правильное сечение. После этого прорезал просветы под окна и гнездо под верхнюю башню, и пришло время заниматься кабиной пилота. Выполнил ее с нуля по рисункам и фото – приборные доски, кресла, штурвалы, педали, рычаги и пр. На стенках имитировал силовой набор и оборудование. Прикинув, что при окрытом фонаре роабочее место бортинженера будет просматриваться, изготовил по правому борту “шкаф” с приборами и управлением двигателями и кресла нижнего яруса, имитировал шпангоут с проемом для прохода в нос.

В носовой кабине долго и упорно прорезались все окна и окошечки, после чего в ней было имитировано оборудование – кресла и столик штурмана, рычаги открытия люков и сбрасыватели бомб, мостик и дверцы в носовую башню, приборы по стенкам, бомбовый прицел в походном положении, проводка. Собранную носовую кабину приклеил к фюзеляжу, опустив нос вниз, клинообразную щель заделал. Самолет сразу стал похож на себя.

Хвостовой отсек был укорочен и “понижен”, в нем имитирована хвостовая опора (ее видно через боковые окошки).

Остается добавить, что специальное внимание пришлось уделить усилению крепления крыла: из 3-мм полистирола были изготовлены “лонжероны” с наростами, которые уперлись в стенки фюзеляжа и приклеились к ним. На наружной поверхности зализов лонжероны тоже были проклеены, в результате получилась прочная конструкция, выдерживающая нагрузку навешенного на фюзеляж крыла.

Крыло

Как водится, наиболее утомил вывод половин крыльев на нужные длины и сгона толщин задних кромок. Капоты моторов были безжалостно отрезаны. Разметив, распилил детали на центропланные и консольные части и склеил их отдельно, оснастив “лонжеронами” типа “мама” и “папа” для последующей стыковки с фюзеляжем и друг с другом. Пристыковав центроплан к фюзеляжу, добился правильного взаимного расположения фюзеляжа и крыла; после просушки, то же проделал и с консолями – на густом клею вывел их на нужное поперечное V и одновременно на нужную стреловидность, зафиксировал “птеродактиля” по всем осям различными предметами, залил где мог циакрином и, выдохнув, оставил засыхать. После этого гигантское количество труда и материалов ушло на заделывание дырищ между зализом и крылом и между центропланом и консолями.

Большие мотогондолы

Отрезав данные зацело створки шасси, имитировал интерьер ниш шасси, радиатор и прочее и склеил мотогондолы. Затем вывел наружные линии заборников радиаторов. Снаружи уточнил расположение и формы совков выводов воздуха и форму законцовок со стелковыми точками. После этого выставил моготондолы под крыло.

Моторы

Сделать 4 одинаковых по форме закапотированных мотора достаточно затруднительно, потому, вычислив зону совпадения всех 4 моторов, я сделал из полистирола “с нуля” один мотор, а мой добрый друг и мастер на все руки Дима Иринич отлил в смоле 4 экземпляра, сэкономив полгода моей жизни. Таким же образом родилось на свет 4 кока и 12 лопастей. В итоге моторы прекрасно встали на заранее размеченные места в крыле. С 1 и 4 мотором проблем не было, а 2-й и 3-й нужно было стыковать с большими мотогондолами – т.е. малой площадью стыковать смолу к полистиролу. Помогли циакрин и… хамброловская шпаклевка, которая хорошо забила шов и прекрасно прилипла к смоле, дав мне возможность выгладить стыки до необходимого состояния.

Хвостовое оперение

Подчеркнув линии отделения рулей, прорезал отверстия под качалки, имитировал видные в прорезях оси поворота рулей. Половинки стабилизатора “надел” на предварительно вставленный в фюзеляж “лонжерон”, точно нак же насадил на такой же “лонжерон” и киль, причем лонженрон киля и лонжерон стабилизатора имеют пропилы, коими состыкованы внутри фюзеляжа под прямым углом.

Шасси

Из тянутого литника и запчастей сделаны основные опоры, подкосы и цилиндр уборки, а также тыльная часть моторамы, связываюшая опору с передним лонжероном крыла. Для колес сделаны новые диски, тормозные шланги. На створках сделал гофр и всякие силовые элементы, а также тяги уборки, крепящиеся к крестовине опоры. При сборке и установке долго вымерял и регулировал посадочный угол. Хвостовую опору сдалал их таковой от нововской модели Уитли.

Оружие

Из тянутого литника выклеил все 6 стволов – носовую спарку ШКАСов, шассийные УБ с турельной оправой, башенные ШВАКи. Бомбы ФАБ-1000 “свистнул” из набора ICM Ту-2, снабдил из крыльчатками взрывателей из бомбового набора НеОмеги и повесил на сделанные по фото бомбодержатели для таких бомб.

Стрелковые точки

Все из того же тянутого литника и упаковки от плавленного сыра “Дзинтарс” (пробовали?) выклеил арочные конструкции носовой и кормовой башен, поставил сиденья, рамы под оружие, ящики боезапаса. Выгнул и выдавил “ступеньками” из литника рукава боепитания, изготовил баллоны и немногочисленные приборы в башнях. В верхней башне показал лямку, круговой ящик, раму под пушку. В шассийных – турельные кольца, патронные ящики и рукава.

Устранение дефектов, расшивка и наружная деталировка

Расшивка выполнялась отчасти еще на листе, отчасти сразу после снятия, во многих местах восстанавливалась после “шкурных” работ. Расшивалась вакушка легко и приятно. Много времени заняла заделка утяжин, раковин и “паяльной” расшивки.

Пройдясь по чертежам и фото, составил подробный список элементов деталировки и последовательно выполнил их – качалки рулей, трубки слива топлива, ограничители сектора обстрела, трубку Вентури, антенны, заборники моторов, фары, дренажные колонки и прочее и прочее.

Покраска, тонирование, старение

Интерьеры задувались во “внутренние” серые тона, детали интерьеров раскрашивались кистью.

Хотя сперва хотел сделать девятку в зимнем камуфляже по фото из Мира Авиации, все же остановился на “летней” схеме, увидев боковик в публикации В.Ригманта. Вымешал несколько зеленых тонов на основе 150-го Хамброла, а также масштабный черный, и в несколько заходов покрасил и оттонировал модель. Перепады фактуры поверхности имитировал Декал-фиксом, который все равно больше ни на что не годен. Стараясь не переборщить, серебрянкой двух тонов (алюминий и титан) показал потертости и сколы. В несколько тонов были надуты выхлопные “хвосты”. “Грязь” в расшивку запускал очень мало и только в тех местах, где реально ходили ногами.

Компромиссы

Хотя я старался как можно серьезнее подойти к достоверности, все же несколько раз пришлось пойти на сговор с совестью:

1) я не стал сдвигать по фюзеляжу крыло, испугавшись, что перенос всего зализа навсегда остановит работу над моделью (сейчас у меня есть мысли, как это нужно было сделать)

2) я не стал вырубать дыры в нижних поверностях крыла под мотогондолы, т.к. эти места у меня оказались “рабочими” – они держат консоли и на них опираются шасси. В результате в моих мотогондолах роль изнанки верхней поверхности крыла играет затемненное “лицо” нижней поверхности.

3) я не стал надувать из аэрографа звезды – решился на декаль и жалею – фюзеляжные звезды вышли довольно паршиво, нужно будет переделать

4) фонари. Я не стал давить новые (пока не умею), при этом родные все же встали нормально, я лишь выгнул новые сдвижные части фонарей и с нуля застеклил все прямоугольные плоские окошки и шассийные точки. При этом боковые окна носовой кабины следовало выполнить единым цельным окном, затем “правильно” покрасив, т.к. застеклить соседние ячейки идеально в одной плоскости достаточно трудно. Нижнее носовое стекло погибло в борьбе с ClearCot’ом, и пришлось искать упаковку подходящей кривизны – повезло, нашел упаковку от зубной щетки, подошло как родное.

5) модель не закончена – до сих пор не приклеил “уши” на верхнюю турель…

Обмыта с коллегами модель была 3 июля 2002 года. На изготовление ушло 18 месяцев с перерывами, в т.ч. четыре последних месяца практически еженощной работы.

Модель, кстати, кажется, снова доступна через Авиапресс, так что если я разбудил в вас интерес, желаю удачи! Что касается меня, то от ЮМТК еще в запасе есть модель Ер-2, начать её, что ли?…

Галерея

 

Related Articles

Оставить комментарий