Су-15ТМ от Trumpeter в 1/48

6,6K просмотры

Тип: Су-15ТМ
Масштаб: 1:48
Производитель: Trumpeter
Сергей Арчаков

Давненько я поглядывал на большую коробку с моделью Су-15ТМ на одной из моих «модельных» полок… Простые и в тоже время стремительные формы этого самолета постоянно щекотали мое подсознание, которое искало что-то в противовес уже построенным американским самолетам. А тут такой красавец, да еще боевой!

И вот, наконец, подсознание достучалось до моего сознания, и коробка перекочевала с полки на мой рабочий стол. В это время (пару недель назад) мои долгострои уже подходили к концу, и я был хорошо настроен на постройку новой модели.

Открыв коробку, я обнаружил в ней несколько пластиковых пакетов со светло-серыми пластиковыми отливками. Декаль, инструкция, прозрачные детали. В общем, описание этого всего я пропущу, так как об этом писали уже много и везде. Например, тут.

Меня больше интересовало, что же получится, если модель собрать прямо из коробки.

Информации по самолету уже было достаточно, чтобы прикинуть, что к чему. Я распечатал подготовленные в фотошопе чертежи из книги «Су-15 Военно-техническая серия № 92». Пришлось соединить половинки (нос и хвост) вместе и увеличить чертежи до 48-го масштаба. Кстати, кому нужны – обращайтесь. Однако, печатать пришлось, все равно, по частям, ибо в 48-м масштабе на А4 лист он ну никак не помещался (длина около 47 см). Поэтому после печати половинки склеены вместе и уже на ксероксе А3 формата я получил чертеж в 48-м масштабе на одном листе.

Стоит сказать, что пока коробка пылилась на полке, я не терял время даром и уже обзавелся дополнительными наборами деталировки для модели:

1. Кабина от Неомеги.
2. Набор фототравления от Eduard.
3. Набор фототравления от Part.
4. Трубка ПВД, сами знаете от кого (спасибо Андрею Абоимову за помощь в приобретении).
5. Прекрасная декаль от «Бегемота» (спасибо Андрею Коткову за образец).
6. Колеса «Экипаж».

Кабина

Как правило, сборка моих моделей начинается с кокпита. Неомега, как обычно, на высоте. Прекрасная детализация, практически все кнопки, переключатели, приборы на месте. Единственное, что я сделал, это перенес «вентиль», который на фотографиях ниже находится чуть впереди РУДа с правой консоли на левый (так как на фотографиях реального кокпита на правой стороне его нет). Покраска не заняла много времени (чистого) и осуществлялась в такой последовательности. После окраски смолы грунтовкой все мелкие огрехи Неомеги вылезли наружу. А именно, мелкие царапины, неровности и некоторая шероховатость и «кривость» отдельных деталей:

Такие вещи сейчас трудно найти у Aires или Black Box – все гладко и ровно. Обратите внимание, например, на то, как неровно расположены прямоугольные панельки на приборной доске:

Но, стоит отметить, что видно все это только лишь, если приглядываться и при макро-фотосъемке. Хотя что-то, а в особенности, РУС, придется «чистить»:

Кокпит был задут светло-голубой Тамиевской краской, и затем детали окрашены по имеющимся у меня фотографиям (с раздела walkaround на ARC). При окраске использовал тонкую кисть и зубочистку.

После окраски кокпит получил слой Future и был «отмыт» масляной умброй, а затем, обработан сухой кистью. На приведенных здесь фотографиях кокпит еще не задут матовым лаком (просто на подходе покрытие другой модели окончательным матовым слоем, так что я решил это дело совместить).

Приборы – декали от Mike Grant Decals. Вырезались скальпелем по окружности (так как покрыты общим слоем лака) и аккуратно переносились в нужное место. Нужно быть аккуратным, так как декали очень тонкие. Однако результат мне очень понравился.

Неомега в своем наборе также дает переднюю нишу шасси (повторяя технологию ее сборки в самой модели) гораздо более детализированную, чем в наборе.

Я пытался сверить ее «правильность» с фотографиями и, в общем-то, выглядит она довольно реалистично (хотя порой некоторым деталям я так и не смог найти подтверждение).

В моем комплекте почему-то были две левые стенки ниши (к слову о том как Неомегу продают на Западе). Однако, после обращения к продавцу, последний выслал мне правую стенку. Сборка кокпита и ниши трудностей не вызывает, кокпит очень четко становится на нужное место в носовой части фюзеляжа без какой либо подгонки (вспомнил тут кокпит Aires для Харриера в 48-м – вот где боль головная со вставкой его в фюзеляж).

Кресло КС-3 исполнено просто отлично, но, как обычно для Неомеговских кресел, оно с трудом входит в ванну кабины и его придется подточить с боков, чтобы оно туда влезло.

Фюзеляж, крылья и хвост

1. Нос

Одним из самых главных видимых недостатков Трумпетеровской модели является неправильный угол наклона носового конуса. Я не буду описывать подробно как это исправить, просто лишь приведу ссылку на подсказку. В продаже также есть нос от Loon Models, который нужно просто приклеить к модели безо всякой пилы, но 15 долларов за то, что можно сделать самому за 5 минут – это не наш метод.

2. Размеры фюзеляжа

Приложив собранный на скотче самолет (только каналы ВЗ были уже вклеены) к распечатанному чертежу оказалось что:

– Хвостовая часть фюзеляжа заужена.

На фото красным показано то, чего не хватает у модели. На мой взгляд, этот недостаток модели исправить очень трудно, если не невозможно (сопла, например, даны одной деталью…). Поэтому тут я ничего делать не буду. К тому же, он не будет сильно бросаться в глаза, так как в этом месте будут установлены стабилизаторы, киль и открытые ТЩ. Все это будет отвлекать от самой зауженности. Остальная ширина фюзеляжа в норме.

Форма ТЩ, кстати, в модели тоже неправильная. Но тут на помощь пришел Эдуард. Нужно кое-что вырезать, кое-что подточить, обычная, в общем, процедура. Результат на фото. К слову, ТЩ из набора Парт повторяют “модельные”, и, следовательно, неправильные. Но, как обычно, Эдуард и Парт очень хорошо дополняют друг друга.

– Модель длиннее как минимум на 8 мм.

Теперь хорошо бы найти в каком же месте самолет “длиннее”. Совместив сопла и крылья модели с аналогичными участками на чертеже, обнаружил, что часть между крылом и кабиной как раз длиннее на эти самые 8 мм.

Покрутив пластик в руках, пришел к выводу, что нужно лишнее отпилить в местах помеченных зеленым маркером.

 

Что из этого получилось, можно увидеть на этом фото:

После приклеивания отпиленного куска и заливки швов суперклеем, прыснул поверх акселератором, и через пару секунд шов можно было зачищать. Еще через полчаса тщательной зачистки промазал поверху кисточкой Mr Surfacer 500 для заделки мелких царапин, снова зачистил, снова 500-й и вот пока процесс остановился на этом.

Зачищать нужно будет, конечно же, еще, потом Mr Surfacer 1000 и уже потом нарезать расшивку заново. Обратите внимание, что в ВЗ уже вклеена деталь фототравления от Парт.
Снова приложил модель к чертежу:

Ну вот, теперь с длиной и пропорциями все в порядке. На эту процедуру ушел максимум час (и то потому, что я жадный и пожалел новую пилочку для ногтей :-).
Совет по технологии: После того как лишние куски были отпилены, я склеил основные половины фюзеляжа вместе (снова суперклей залитый внутрь и акселератор пришли на помощь). Затем передняя часть сложенная вместе с помощью скотча была приклеена к основной части и шов зачищен. Почему я так сделал? А потому, что кокпит еще внутрь не вклеивался. Не хотел его засорять мусором при зашкуривании шва. И, к тому же, его так легче вставить, – нужно лишь чуть расширить носовую часть. Нужно будет также укоротить деталь, которая вклеивается сверху, сразу за фонарем. Но это уже позже, после того как кокпит встанет на место.

3. Крылья

В целом правильные. Несколько большая стреловидность по длинной части передней кромки. Исправляется отпиливанием лишнего.

4. Киль ложится в чертеж и нужно лишь чуть укоротить наплыв в передней части и подточить переднюю кромку для придания более точной формы.

Не в том месте находится узел крепления руля направления (исправить можно его переносом).

5. Стабилизатор, как видно по фотографии, придется пилить.

Он значительно шире, чем должен быть. Тут также стоит отметить, что поскольку задняя часть заужена, то стреловидность стабилизатора по передней кромке тоже поменяется. Следует это учитывать при его коррекции.

Вот, в принципе, и все основные переделки/доделки, которые нужно сделать, чтобы получить более-менее правильный и пропорционально выглядящий Су-15ТМ. Конечно же, моделисты захотят еще проверить правильность расшивки, а возможно и накатать тысячи заклепок на поверхность модели (что лично я и собираюсь сделать, ведь заклепка на нем была очень хорошо видна). Все это дело вкуса, возможностей и способностей. В любом случае, этот мой опус не претендует на истину в последней инстанции и, скорее, приглашает всех, кому этот самолет интересен, сделать, если есть, любые дополнения ко всему вышеизложенному. Ну а я постараюсь показать вам законченную модель.

Related Articles

Оставить комментарий