Главная АвиацияСтатьи1/48 Harrier GR Mk.7 от Hasegawa в 1/48

Тип: Harrier GR Mk.7 «Royal Air Force»
Масштаб: 1/48
Производитель: Hasegawa, Япония
Характеристика: пластиковая, литая, 157 деталей (19 не используются), декаль на 2 варианта
Дополнительные детали: фототравление Harrier AV-8B от Eduard, Чехия – деталировка интерьера

Harrier GR Mk.7 – «гончая» британских кровей

Милая забава английских лордов,– охота на лис, не могла остаться забытой британским «авиапромом». Первую и единственную на сегодняшний день «вертикалку» англичане нарекли «гончей», отдав, таким образом, дань уважения трудолюбивому и грозному псу. Что ж, весьма подходящий псевдоним для истребителя.
За время серийного производства было произведено много модификаций машины, самой поздней из которых является GR Mk.7. Произведены 34 машины этой серии. Кроме того, все машины серии GR Mk.5 (62 шт.) модифицированы до уровня Mk.7. Доработки состояли в установке цифрового приборного оборудования (дисплеи вместо аналоговых, циферблатных приборов); телевизионной/лазерной системы целеуказания и наведения, инфракрасной системы слежения для ведения боевых действий ночью.

Модель же истребителя в масштабе 1/48 выпустила в 2004 году знаменитая Hasegawa. Несмотря на отдалённость японской фирмы от берегов туманного Альбиона, модель получилась достаточно точной по соответствию как “паспортным” габаритам (отклонения порядка десятых долей мм), так и “портретным данным” прототипа. Комплект деталей расположился на 11 литниках, 2 из которых содержат “стеклянные” составляющие, а также даны уже стандартные 4 полиэтиленовых втулки для фиксации поворотных сопел. Декаль на 2 “парадных” варианта, на выбор из 3-й или 20-й эскадрильи ВВС Её Величества. Я остановился на представителе 20 Squadron RAF, ZD378. Именно его фотографии были в моём электронном архиве.
Технологическое членение модели говорит о том, что это далеко не последний вариант Харриера. Наверняка мы увидим, как минимум, GR.5, и американские AV-8B и AV-8B Plus в исполнении Hasegawa.

В интерьере модели использованы все детали из набора Eduard, самыми ценными из которых мне показались: рамка экранов прицела из 3-х частей (2 прозрачные), педали, бортовые панели кабины, привязные ремни, зеркала обзора задней полусферы, пирошнур (увы, сгорел при попытке отжига для придания эластичности). Остальные детали и в пластике выглядят неплохо, но для чистоты эксперимента были заменены ФТД. Носовая часть собирается без особых проблем. Нужно только тщательно зашпаклевать место соединения сборок V3+V4 и С1+С8, минуя контуры эксплуатационных люков. На прототипе стык между упомянутыми деталями отсутствует.

Отдельная песня – фонарь модели. Зачем-то производитель оставил стык половин прессформы на наружной поверхности обеих (о, ужас!) частей, причём шов этот есть только снаружи (хоть какое-то облегчение). Шлифовать обязательно, но ни в коем случае не срезать – очень рискуете наделать «рытвин» на фонаре. Какой-то странный материал стали использовать японцы для прозрачных деталей, рыхлый и быстро пачкающийся, раньше подобных проблем не наблюдалось. Если бы не полировальные пасты и купание в Future, пришлось бы давить фонарь самостоятельно. Очень не понравилось, что основание и “колпак” сдвижной части даны отдельными деталями, неудобно при покраске.

Собирая фюзеляж, я отдыхал, но недолго. Пришлось шпаклевать местами (линия стыка дет. В4). Задняя часть нижнего киля, дет. Т7, оказалась толще, чем передняя. Некоторое несовпадение случилось с дет. К1+К2 при стыковке с килем (дет. F2+G1). Крыло решил приклеивать к фюзеляжу в собранном виде до момента склейки дет. К4 и К5, и зря. Так монтаж крыла затруднён. Лучше сначала вставить в фюзеляж (не приклеивая) нижние части консолей, а уже после пристыковывать верх крыла. Разумеется, все операции должны быть предварительно просчитаны на «сухой» сборке. Вот она-то и показала, что между дет. К4 и К5 нужно вклеить прокладку из листового полистирола толщиной 1 мм, иначе перепад толщины корня передней кромки крыла и остальной её части будет трудно убрать (ведро эпоксидки/шпаклёвки заказывали?). Кстати, до сборки и примерки узла К4+К5 не приклеивайте наглухо верх крыла (впрочем, и низ тоже), стык D3-К5 рискует опять-таки преподнести сюрприз в виде ступеньки.
Придётся заполнять кусочками листового полистирола (достаточно «бирки» с литника) угловые вырезы в нижней части дет. А5, иначе через огромный воздухозаборник можно будет видеть проёмы, которых никак быть не может. Конечно, после высыхания надо будет тщательно вывести линию стыка носовой части и дет. А5, поскольку использование шпаклёвки в таком труднодоступном месте будет проблематичным. Верхние вырезы в А5 можно не заполнять, их с пристыкованными обтекателями А3 и А4 незаметно, да и носовую часть всё-таки проще монтировать при наличии этих вырезов. Кстати, вошла она в посадочное место, «как родная». Снова понадобилась шпаклёвка в соединении обтекателя А3 с фюзеляжем. Эта проблема порождена лёгкой деформацией передней части половин фюзеляжа при остывании литников. Пластик у Хасегавы всё-таки чересчур жёсткий, не впервые я с такими сюрпризами сталкиваюсь.

Пока сохнет фюзеляж, перейдём к доводке внешней деталировки. В первую очередь, отделим от вспомогательных стоек W4 колёса, отлитые зацело с ними. В 48-м масштабе это уже серьёзная недоработка производителя, на мой взгляд. Ничего не мешало отлить довольно крупные колёса и стойки отдельно. Аккуратно операцию вычленения можно провести при помощи пилки из бритвенного лезвия (разрезы делать параллельно оси колеса!), останется лишь заполнить образовавшийся в колесе проём листовым полистиролом и убрать лишнее после высыхания. В стойке же надо сделать вырез под колесо и скруглить сечение «вилки». Очень выигрышно смотрятся стойки, снабжённые ФТД от Eduard: швартовочным кольцом, двузвенником, створкой, закрывающей подкос. Так же блестяще выглядят фототравленые: жаропрочные отбойники выхлопных газов под соплами, расположенными ближе к хвосту; тормозной щиток за передней стойкой шасси (из 4-х деталей), щитки основных стоек шасси. Кстати, если будете устанавливать щиток из ФТД на хвостовую стойку, срежьте с неё «площадку» в в верхней части, изображающую 2 тяги щитка (стойку макетчики рисовали в бреду, не иначе). А вот где возникли сложности с ФТД, так это на хвостовых соплах, перегородки-направляющие встали несколько глубже, чем должны бы. Лучше всё-таки заменить их деталями из «сыростирола», подгоняя по месту и сверяясь с фотографиями.
Серьёзные проблемы ожидают при стыковке пилонов вооружения с крылом, аэродинамических гребней и основания штанги дозаправки С7 с фюзеляжем. Из 8-ми подкрыльевых пилонов только Т6 встали на место без щелей и зазоров. Все проёмы я заполнял шпаклёвкой от Тамии, удаляя излишки ватной палочкой, смоченной изопропиловым спиртом. После подобной процедуры щели оказываются заполненными заподлицо, благодаря чему отпадает надобность в последующем вышкуривании недоступных обычному инструменту мест. Осталось снабдить пилоны штоками и шайбами балансирующих упоров из тянутых литников. Использование плоских деталей ФТД (а они есть в наборе Eduard) здесь было бы неуместным.

В хвостовой части фюзеляжа присутствуют несколько “глухих” овальных углублений. В жизни это каналы газоотводов. Для более естественного вида эти отверстия нужно углубить, высверлив их (можно насквозь) под острым углом к поверхности фюзеляжа. Признаюсь, эту процедуру я “прошляпил”, а править что-либо на окрашенной модели уже не хотелось ввиду большого риска напартачить.

При окраске модели нужно было как-то обеспечить ровный переход от основного цвета к белому в районе перепускных створок воздухозаборника G9-G11, не допустив одновременно попадания краски основного цвета фюзеляжа на девственно белую поверхность воздушного канала. Решить эту задачку помогла колбаска Blue Tack фирмы UHU, продавленная изнутри обтекателей А3 и А4. Материал иногда просто незаменимый, очень рекомендую.
Что касается любимой светотехники, то законцовки крыла Харриера я снабдил АНО из прозрачного цветного полистирола (красный – левый, зелёный – правый, на всякий случай). Верхний светофильтр проблескового огня Z8 нужно установить на своеобразный “постамент” высотой 1-1.5 мм (хорошо виден на фото, но в моём случае снова поздно замечен), очертания которого имеются вокруг посадочного отверстия “стеклянной” детали.
Комплект подвесного вооружения/оборудования может варьироваться, поэтому при создании модели стоит уделить внимание поиску фото конкретного борта. В боевом снаряжении самолёт, как правило, несёт пушечные гондолы (дет Т14-Т17), в шоу-варианте вместо них установлены аэродинамические гребни (Е1, Е4), не сковывающие движений солиста “воздушного балета” в показательных выступлениях и позволяющие снизить нагрузку на британского налогоплательщика (меньше масса – меньше расход топлива). Ведь любое шоу – предприятие не столь прибыльное, как…. эх, умолкаю, иначе рискую уйти “не в ту степь”.

Несмотря на парадное оформление, я всё-таки решил вооружение установить (кроме пушек), уж больно сиротливо смотрелись бы 6 пустых пилонов из 9-ти. Скажем, борт оформлен в варианте “с корабля на бал”, как сказал бы поэт Т.Г. Шевченко. Да, да,- именно с корабля,- “семёрки” используются как боевая единица на британских авианосцах, хотя номинально и состоят в ВВС. Надо заметить, что в наборе присутствуют лишь 2 ПТБ и 2 ракеты “воздух-воздух”. Кроме них, я установил блоки НУРС, оставшиеся после сборки эдуардовского Миража (не пропадать же добру!). На счастье, точно такие же устанавливаются на британские “вертикалки”.

Стойки шасси, как и вооружение, устанавливается в самом конце, по окончании этапов окраски и декорирования. Стойки лучше вклеивать так: вначале носовую и крыльевые вспомогательные, а затем – хвостовую, подгоняя её по высоте к отлично стоящей на 3-х ногах модели. Так Ваш самолёт будет гарантированно стоять на всех 5-ти колёсах одновременно.

При нанесении декалей я столкнулся с тем, что не для всех элементов указаны места их нанесения (обозначения такелажных узлов, например). Многие моделисты сетуют на толстую подложку декалей Хасегавы. У меня подобных претензий не возникло. Конечно, использовались специальные “примочки” Set и Sol от Microscale, без них действительно сложно получить приемлемый результат, тем более со старыми декалями, элементы которых использованы для декорации передних кромок консолей крыла и киля.

В общем, если Вы после сказанного всё-таки решитесь приобрести эту модель, желаю подойти к процессу сборки более внимательно, избегая тех ошибок, которые допустил я. Результат Вас порадует, обещаю!

Благодарю Олега Шешеню за ценные советы.

Информационные ресурсы:

www.airliners.net
www.aircraftresourcecenter.com

Примечания
___________
Гончие, -их (англ. – harrier) – порода охотничьих собак, специально тренируемых для гона зверей (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)
СВВП – самолёт вертикального взлёта и посадки.

Related Articles

Оставить комментарий