Главная АвиацияСтатьи1/72 МиГ-25П и МиГ-25ПД(Э) от Hasegawa в 1/72

МиГ-25П и МиГ-25ПД(Э) от Hasegawa в 1/72

2,1K просмотры

Тип: МиГ-25П и МиГ-25ПД(Э)
Масштаб: 1/72
Производитель: Hasegawa
Номер по каталогу: D4(00434)

Выбор вариантов

Изначально было решено сделать два МиГ-25 в варианте перехватчика. Во-первых, уж очень красив самолет, во-вторых, была интересна чисто исследовательская работа. Ведь на самом деле различий между вариантами П и ПД гораздо больше, чем наличие у ПД инфракрасного датчика под носовой частью. В конечном итоге выбор был сделан на типовых машинах:

• МиГ-25П стандарт конца 1972 года с вооружением по две ракеты Р-40Р и Р-40Т – борт «76»,
• МиГ-25ПД(Э) стандарт 1979 года с вооружением две ракеты Р-40РД и четыре Р-60 – ливийский борт «7003» (буква Э в названии – от слова «экспортный»).

 

Оба самолета реально существовали, что подтверждается фотографиями. Ну а почему Ливия? – потому что туда поставлено 60 самолетов МиГ-25 разных модификаций (больше, чем в любую другую страну). Кроме того, ливийские МиГи-25 были, пожалуй, самыми «боевыми» машинами из числа экспортных. Их «контакт» с самолетами 6-го средиземноморского Флота США был практически постоянным.

Исходная информация, которая позволила приблизиться к правде:

• книга Ефима Гордона MiG-25 ‘Foxbat’ and MiG-31 ‘Foxhound’, изданная по-английски в издательстве Midland Publishing в серии Aerofax в 1997 году (репринт 2000 года)
• альманах World Air Power Journal Vol.34 Autumn/Fall 1998
• чертежи Василия Золотова («Мир Авиации» №1/1999)
• альманах «Авиация России», изданный приложением к «Миру Авиации» в 2001 году.
Кстати, книга Ефима Гордона – прекрасное издание. Помимо прочего, с ее помощь можно выявить и определить отличия 7 (семи!) стандартов серийных МиГ-25П и 4 стандартов серийных МиГа-25ПД, а всего представлено 53(!) варианта МиГ-25 различных модификаций.

Модель

На рынке модель Хасегавы – единственный МиГ-25 в 72-м масштабе. Выбора не было. Качество набора может вызвать законное возмущение даже не очень требовательного моделиста. Однако я обнаружил в нем несколько достоинств:

1. Практически все детали переразмерены. А, значит, их придется уменьшать, а не наращивать (что было бы значительно сложнее).
2. Декаль позволяет формировать любые бортовые номера красного и синего цвета с черной окантовкой, что соответствует «правде жизни».
Самое главное – знать, что делать. А для этого существуют первоисточники.

Основные переделки:

1. Фюзеляжи МиГов укорочены почти на 10 мм: удалены 6 мм перед центропланом и 3,6 мм сразу за центропланом. Воздухозаборники укорочены на 4,5 мм; их сопряжение с фюзеляжем также исправлено на сколько это возможно с применением деталей, выполненных из эпоксидной смолы (щели между воздухозаборники и фюзеляжем не должны тянуться до центроплана, а заканчиваться сразу после каналов перепуска). Открыть каналы перепуска особого труда не составило.
2. Носовые части фюзеляжей отклонены вниз дополнительно на 2,5 град вставками, сделанными непосредственно перед фонарями.

3. Носовые конусы выточены из липы, так как на самом деле они более острые, чем в наборе (снятие материала с пластиковых конусов привело бы к разрушению их стенок).

4. Вертикальное оперение наращено по передней (по всей длине и небольшому форкилю) и задней (в верхней части) кромкам, а также наращено в месте сопряжения с сопловой частью фюзеляжа (в данном случае полной корректности сопряжения достичь не удалось, а для идеального сопряжения «корму» надо было бы сделать полностью заново).

5. Обводы и сечения хвостовых частей фюзеляжей исправлены по возможности (в частности, переделаны неверные сопряжения гаргротов с плоскими – на самом деле – поверхностями двигательного отсека, являющимися тормозным щитком). Там же в соответствии с модификацией заново сделаны контейнеры тормозных парашютов.

6. Горизонтальное оперение в плане уменьшено по размаху и хорде до чертежных размеров (снято от 2 до 4 мм).

7. Подфюзеляжные гребни уменьшены до чертежных размеров, но не так «жестоко», как это пришлось делать в случае с горизонтальным оперением.

8. Сопла переделаны очень существенно, но не до супер-деталировки (сопла заглублены внутрь с одновременным уменьшением их длины примерно на 3 мм; длина сопел Хасегавы соответствует, скорее, вариантам РБ и БМ).

9. Крылья доведены до уровня чертежных с изломом по передней кромке (хорда у корня уменьшена на 3 мм, у законцовок на 5 мм; на расстоянии 51,5 мм от корня сделан излом по передней кромке, обеспечивающий стреловидность у корня 42,5 град, у законцовок 41 град). Размах элеронов уменьшен до чертежного размера. Аэродинамические и силовые гребни сделаны заново из алюминиевого сплава (аэродинамические гребни из листового АМг-6(!)). После доработки установочное положение крыла смещено на 5 мм вперед по полету.

10. Пилоны ракетного вооружения уменьшены до чертежных размеров с уменьшением установочного угла атаки подвешенных ракет до нуля (у Хасегавы ракеты «смотрят» вниз, причем по-разному). Кроме того, пилоны установлены примерно на 2 мм ближе к фюзеляжу, чем это предусмотрено посадочными гнездами.

11. Все ракеты Р-40 переделаны по чертежам, опубликованным в «М-Хобби» № 1/2002 в соответствии с модификациями. Кстати, и в данном случае все размеры уменьшались, и из набора можно изготовить ракеты любой возможной модификации (Р, Т, РД, РД1, ТД). Впрочем, сопла пришлось вытачивать из пластика полностью самостоятельно, равно как и хвостовые части ракет. В тоже время ракеты Р-60, а также АПУ-60, для МиГ-25ПД взяты из набора «Звезды» МиГ-27 и подверглись лишь небольшим доделкам (сделаны гаргроты, высверлены сопла, крылья сделаны тоньше, а их кромки заострены).

12. Ну и, конечно, расшивка повсеместно и полностью перекроена в соответствии с имеющимися чертежами.

Данные переделки позволили по возможности придать геометрически правильный вид обеим модификациям перехватчиков. В свою очередь, деталировка сделана довольно скромной. Изначально задачу сделать глубокую деталировку я себе не ставил. Основные шасси вообще оставил без изменений (только колеса улучшил). Переднее шасси тоже без особых доработок (только наколесный щиток доведен «до ума», да еще сделаны шарниры навески створок). Кабина также доработана скромно (увеличена приборная доска, подправлены приборные панели, сделана колонка ручки управления, немного обогатилось деталями катапультное кресло) и оставлена закрытой. То есть то, что в первую очередь подвергают глубокой доделке и переделке, я почти не трогал (желания не было с самого начала, а силы рассосались к концу). Полная деталировка сделана лишь на внешних поверхностях носовой части.

Возвращаясь к геометрии самолета, я уверен, что более копийный – с точки зрения внешних обводов – МиГ-25 из Хасегавы можно сделать только в случае:
• полностью самостоятельного изготовления воздухозаборников (сопрячь даже серьезно переделанные хасегавские воздухозаборники с фюзеляжем абсолютно корректно у меня так и не получилось),
• изготовления задней части фюзеляжа полностью заново,
• смещения передней ниши шасси на пару миллиметров вперед (этот размер у меня прорисовался слишком поздно, менять что-то сил уже не было).

Различия между модификациями

1. наличие инфракрасного датчика под носовой частью модификации ПД
2. разные типы контейнеров тормозного парашюта
3. разные типы законцовок крыла
4. различный «рисунок» панелей и люков в носовой части
5. различная аппаратура на внешней поверхности воздухозаборников
6. различная комплектация и расположение внешних антенн
7. различная конфигурация внешних отверстий в закабинном отсеке
8. различное расположение посадочной фары в носовой части.
Есть и другие отличия, но они, как правило, связаны с конкретной серией машин, и в каждом случае должна быть оглядка на прототип.

Окраска и декали

В основном применялись краски Humbrol. Фюзеляжи покрашены смесями, которые подбирались «поближе» к боковиками Василия Золотова, напечатанным в альманахе «Авиация России»:

• МиГ-25П Humbrol 127+87 в соотношении 2:1
• МиГ-25ПД Humbrol 127+106 в соотношении 1,75:1.
Радиопрозрачные диэлектрические поверхности окрашивались смесями Humbrol 67+64 в различных пропорциях.

Двигательные отсеки и отдельные их секции окрашивались красками Xtracolor 502 (Natural Steel) и 503 (Oily Steel), смешанными в различных пропорциях.

Ниши шасси покрашены смесью красок Humbrol 67+35+191+53 в соотношении 6:5:3:1. Створки шасси изнутри – Humbrol 165+191 в пропорции 3:1. И в том и в другом случае получилось похоже на фотографии: серо-металлические поверхности.

Из декалей набора Хасегавы сформированы только номера «76» на МиГ-25П и приборные доски на обоих самолетах. Остальные декали – Hi Decal Line 72-028. К последним сформировалось двойственное отношение. С одной стороны, печать четкая и подложка тонкая. С другой стороны – мне никак не удавалось ликвидировать серебрение, пока не стал сажать их на слегка разведенный ПВА. Есть еще одна составляющая декалей – соответствие оригиналу. Здесь существенно следующее:

1. зеленый ливийский флаг недоразмерен по длине, и его пришлось сделать самостоятельно с соотношением ширины и высоты 2:1
2. цвет ливийских опознавательных знаков, по-моему, бледноват (круги, тем не менее, я оставил как есть)
3. советские звезды годятся только для МиГ-25, выпущенных до примерно 1973 года (на МиГ-25 звезды в основном двух типоразмеров: поменьше на ранних машинах (и им соответствует декаль Hi Decal Line) и существенно больше для большинства остальных машин (им полностью соответствует декаль из набора Хасегавы)).
Кое-какие декали пришлось нарезать из старых, в том числе, чтобы довести ракетное вооружение. Номера на ракетах Р-40 также выполнены из декалей, но полностью самостоятельно изготовленных с помощью лазерного принтера и Liquid Decal Film от Microscale. Некоторые диэлектрические поверхности также «окрашены» с использованием самостоятельно сделанных декалей.

Советский МиГ-25П несколько «состарен» смывкой разведенной темно-серой краской, но весьма умеренно – имитация самолета, начавшего службу год-два назад. Ливийский МиГ-25ПД(Э) подвергся «старению» и вовсе незначительно (только нижние поверхности и в районе двигательного отсека) – имитация самолета, который только недавно был перегнан заказчику.

Заключение

Работая над МиГами, я установил свой личный «рекорд» длительности: почти 8 месяцев на два самолета. Ближайший «конкурент» – экс-ФРОГовский Hawker Siddeley Sea Vixen FAW Mk.2 – занял у меня менее 3 месяцев. Однако, в целом результатом я весьма доволен. И теперь чувствую себя, как после команды «вольно!».

Фотографии

По завершении работ – отдельная благодарность:
Ox’у – за поддержку и дельные советы
Bear’у – за лавину деталировочных фотографий
Олегу Козаченко – за ракеты Р-60 и АПУ-60 из набора “Звезда” 7228 МиГ-27.

Related Articles

Оставить комментарий