Тип: МиГ-3
Масштаб: 1/48
Производитель: ICM, Киев

Характеристика модели

МиГ-3, масштаб 1/48, ICM (Украина) кат.№, 1999 г.
Пластмассовая, литая:
серый пластик – 117деталей на 4-х литниках
прозрачный пластик – 5 деталей.
10 вариантов:
1. 55 ИАП, пилот А.И. Покрышкин, лето 1941 г.
2 и 3. 74 ИАП авиации Балтийского флота, Ленинградский фронт, июль и октябрь1941 г.
4. 180 ИАП ПВО г. Москвы, пилот С. Долгушин, осень 1941 г.
5. 7 ИАП ВВС Черноморского Флота, лето 1944 г.
6 и 7. 34 ИАП ПВО г. Москвы, зима 1941-42 гг.
8-10. 12 Гвардейский ИАП ПВО г. Москвы, март 1942 г., самолеты «За Сталина», «За партию большевиков», «За Родину».
Деталированные кабина, вооружение, двигатель и агрегаты .
В комплект входят: имитация подкрыльевых пулеметов БК, реактивные снаряды РС-82 х 6 шт.
Альтернатива выбора различной степени “раскапоченности” самолета, фонарь “открыт” или “закрыт”.
Декаль: 49 элементов: звезды, тех. надписи, полосы, именные надписи, знаки побед, “приборные доски”.
Линейные размеры:
оригинал: длина – 8,25 м* масштаб 1/48: длина – 17,19 см модель: длина – 17,15см
размах – 10,3 м размах – 21,46 см размах – 21,43 см
* так называемая “удлиненная” модификация: изменена капотировка носовой части, введены предкрылки и т.д..

Самолет

Уважаемые коллеги! Вне всяких сомнений, МиГ-3 нельзя назвать малоизвестным советским истребителем. Его незавидная судьба многократно описана в литературе самого разного толка – от чисто технической до мемуарной. Приведенный ниже список “чтива” – просто капля в море информации. Есть классически выполненные великолепные чертежи Владимира Воронина. Забегая вперед, сразу отмечу, что раз уж Вы купили модель первого боевого МиГа, то найдите и эту графическую работу – набор ICM (как и многие другие маленькие МиГ-3) сделан по ней и это самый необходимый атрибут на рабочем столе см. список литературы -[1]).

Остается теперь еще раз заметить, что полный проект будущего скоростного высотного истребителя был разработан под руководством Н.Н. Поликарпова и традиционные корни школы “короля истребителей” хорошо заметны в МиГ-3. Без этого проекта столь быстрая постройка опытного И-200 вряд ли была бы возможной. Если подойти к вопросу о неудачной карьере машины с мистической точки зрения, то травля Поликарпова и якобы “добровольная”, под вполне благовидными предлогами, передача работ над проектом «молодежному» КБ Микояна и Гуревича имела вполне закономерной итог: порок наказан. Только кто от этого выиграл? Ну а если серьезно, то история МиГ-3 заслуживает хорошей книжки и глубокого подхода, а не бесконечных, похожих друг не друга, пересказов в стиле “поскользнулся, упал, очнулся – гипс”.

Модель

МиГ-3 ПВО летят над столицей СССР… Внизу – аэростаты заграждения, ополченцы, танки, зенитки, Кремль. Пробую, вооружившись лупой, найти где-нибудь в кремлевском окошечке Иосифа Виссарионовича… не нашел – таки. Как только коробка в новом для ICM стиле “а -ля Италери” (открывается с торцов, цветной рисунок одного из вариантов набора снизу коробки) была открыта, сразу возникло чувство глубокого удовлетворения. Да, это новый шаг вперед теперь уже хорошо известной во всем мире фирмы. Если так и дальше пойдет, то скоро, как миниум, “Academy” будет отдыхать. Впрочем, по критерию “цена-качество” весь “запад” уже отдыхает а мы, часто вопреки желанию – отдыхаем от “запада”. Конечно, идеал – чисто абстрактное понятие, до него далеко, но работа идет и украинский лидер never stop thinking. Модели этой машины в 1/48 (ваку “ЮМТ” и “Classic Airframes”) проигрывают ICM, вот только от ”классика” пригодились бы ряд деталей ФТД и resin…

Уже после беглого осмотра модели и чертежей становится совершенно ясно, что линии членения планера полностью совпадают с таковыми на “живом” МиГе! То есть капоты, зализы и т.д. -подобны по конфигурации реальным. Как собираются эти “пазлы” – расскажу ниже, но геометрия и размеры отливок весьма точны.

Вы найдете на поверхности практически все люки, жалюзи и отверстия. Качество их неоднозначно, зато все легко исправляется, потому как все на месте. Пожалуй, только жалюзи, снизу центроплана особенно, грубы и неаккуратны. Полный “разбор полетов” опять -таки ниже, но радует подход к инжинирингу вообще и то, что это “наш” самолет, в частности. С душой выполнены целый ряд агрегатов “начинки”: от двигателя АМ-35А, состоящего из 22-х деталей до расширительного бачка системы охлаждения. Пулеметы, в отличие “стволов” на “Яках”, приобрели патронные ящики. Выполнен видимый силовой набор фюзеляжа. Здорово – редкие модели даже в 1/32 имеют что-то похожее. Слабо проработаны шасси и их ниши, но все же куда реалистичнее, чем на “Яковлевых”. Колеса поставить лучше от фирмы “Экипаж”, я прикупил от «Эльфа». Фонарь кабины из трех деталей. Если не приклеивать его сдвижную часть, то можно ставить ее в любом альтернативном положении -безо всякого пиления смотрится копийно. За бугром же, как правило, до последней поры делают копии “русских” (особенно “русских”) с незаинтересованным, вынужденным (деваться некуда, ну прославился этот “Иван”) подходом – лишь бы похоже было. Статья Н. Поликарпова в старом “Моделизме” №10’96 г. [2] хорошо раскрывает вопрос. РС-82, увы, достались “в наследство” от Як-7. Неубедительные детали.

Дальше я сделал вот что. Подогнал в Photoshop’e чертежи из книги [1] в масштабе 1/48 из исходного 1/50, распечатал их (далее по тексту – просто «чертеж») и приступил к монтажу.

Сборка

Первым делом подточил грубо и неверно выполненную “полотняную” обшивку всех рулей. Надо убрать торчащие поверх профиля (!) элементы силового набора и сымитировать провисание полотна. Заодно сделал хвостовой БАНО на руле поворота.

Залил цианакриловым “ Супер Моментом” (рекомендую – на порядок лучше подделок под “Супер глю”) все безобразие, криво и разнокалиберно изображающее отверстия вентиляции консолей (нижняя их часть) и недоливы на винте, заодно подточил ленты стыка консолей и центроплана. Пока сох клей, дополнил деталировку кабины в виде штурвалов триммера руля высоты и привода щитков, сделал ракетницу и т.д. – см чертеж. К сдвижной части приклеил заново иготовленную рукоятку закрывания фонаря. Ручку управления лучше сделать тоже с “нуля” – в наборе совсем худенькая. После полимеризации клея просверлил новые отверстия вентиляции по чертежу. Дополнил сверлением же имитацию винтов крепления крыльевых бензобаков – имеющихся на модели мало.

Придал профилировку передней кромке руля высоты на половинках стабилизатора и по чертежам доработал их и фюзеляж. Подправил излишне острую верхнюю грань профиля элеронов. Все рули доработал. До сборки методом выдавливания из фольги соорудил “водорадиатор” (об этом и не только – см. статью Г. Кузнецова “Важные мелочи” в “МХ 2’97 г.[3]).

Проделал отверстия вентиляции позади кабины и отверстие для антенны справа за кабиной, сошлифовал по толщине дефлекторы перед выхлопными патрубками. Аккуратно проточил отверстия всех разнокалиберных воздухозаборников. Сверяйтесь почаще с чертежом: конфигурация отверстий различна!

Прежде чем начать сборку, устранил недоливы на деталях С9, D5 и D6. “Начинка” и кабина, сепаратно собранные и окрашенные, вставляются в одну из половин фюзеляжа, уже окрашенную изнутри. МиГ-3 воспринимается мной в “ цельном” виде. Поэтому я не стал раскрывать многочисленные капоты модели, а движок собрал отдельно и решил поставить его рядом с моделью на “козлах”(пока в работе). Порядок работы с двигателем аналогичен описанному в статье о сборке “ВК-105ПФ “ модели Як-9Т (см. “Моделизм”).

Собственно, сборка планера проста, но требует повышенного внимания, особенно на последующем этапе сочленения тех самых “пазлов” из зализов крыла, консолей и фюзеляжа. Стыкуется все неплохо, но учитывая то, что сопрягаются сразу несколько деталей, необходима аккуратность и еще раз аккуратность. Очень небольшая подгонка необходима и вот тут важно не переусердствовать с подчисткой граней. Лучше почаще прикладывать детали “насухо”. Сборку я произвел в следующем порядке. К склеенному фюзеляжу сначала приклеил низ центроплана. Важно точно приклеить “низ” по осевой. Далее сборка идет так: приклеиваются зализы С1 и С14, потом С4 и С5. Далее монтируются консоли. Необходимо исправить подклейкой полос от упаковочного полистирола «заваленный» стык верхних капотов фюзеляжа. Зашлифовать «на нет» стык деталей каналов маслорадиаторов в месте входа воздуха по бокам носа фюзеляжа. После сборки планера накатывается при помощи подходящих часовых шестеренок имитация заклепочных швов по предварительной разметке. Швы должны быть хорошо заметны примерно с расстояния не более 50-60 см от модели. Кок винта дополняется линией стыка двух конусных его деталей.

На очереди – шасси. Их ниши я дополнил “пятками” механизма “уборки-выпуска” щитков колес (см. чертежи и рисунки в уже упомянутом “Моделизме” [2]). Сами щитки, насколько возможно, надо сточить по толщине. Эстетам лучше изготовить их заново. Детали А33 следует клеить асимметрично стойке. Монтаж окрашенных стоек и щитков – само собой, на уже окрашенную модель.

Окраска и отделка

Открыв инструкцию с вариантами окраски, сразу вспомнил статью в одном из “Scale Aircraft Modelling. Конкретно: схемы окрасок имеют серьезный (если не убийственный) недостаток для камуфлированных первых пяти вариантов – приведены лишь “боковики”, да еще лишь только с одной стороны. Есть небольшая врезка, показывающая окраску красным консоли крыла на “зимнем” варианте и – все. То есть извечная проблема поисков истины. Комментарии опускаю.

Попутно закрадывается червячок сомнения касательно того, что все показанные оригиналы, особенно 1941 года, были поздними, “удлиненными”, “МиГами”. Хороших книжек-то нет, тем более с хорошими фото. Как всегда – наши машины в нашем отечестве как бы не в почете. В имеющейся литературе, мягко говоря, есть пробелы.

Два раза подряд в литературе попалась на глаза неокрашенная (или окрашенная в светло-серый цвет) центральная приборная панель. Вот вам еще закавыка. Правда, это на ранних МиГ-3. Оставил все как есть – использовал декаль набора.

В остальном – типовая работа. Доводка до кондиций оригинала заключается в возможно более реальной имитации соскабливания краски с мест наиболее частого соприкосновения поверхности и, скажем, человеческих и природных факторов. Истребитель А.И. Покрышкина, к примеру, имел сильно облезший кок и, практически лишь с остатками краски, воздушный винт. Качество красок начала войны плюс внеангарное хранение дают вытертые до металла “дорожки” на зализах, кромках и т.д. Смотрите на фотографии и соблюдайте меру.

Специально хочется отметить, что в целом было очень приятно работать над моделью. ICM заслуживает продолжительных аплодисментов всех любителей 1/48 и, отдельно, особой благодарности коллекционеров советских истребителей Второй мировой. Желательно браться за этот набор опытным моделистам.

Литература:

Советские истребители Великой отечественной войны МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5.
“Моделизм” №10’96 г..
Журнал “М-Хобби» 2’97 г..
Справочник «Истребители второй мировой войны 1939-1945 гг.», ч. 1, АВИАМ, М., 1994 г..
Журнал «Крылья Родины» №№2 и 3’ г..
Журнал «Моделист – Конструктор» № ‘ г..
Журнал «Replic» №65, январь 1997 г..
Журнал « Le fana de l’aviation», Hors Serie №6.
А.Л. Борискин. 5.04.2000 г. Правка 06.2002 г.

Набор для сборки предоставлен редакцией газеты “Моделизм”

Related Articles

Оставить комментарий