Главная АвиацияСтатьи1/48 Mohawk OV-1 от Roden в 1/48

Тип: Grumman OV-1 Mohawk
Масштаб: 1/48
Производитель: Roden, Киев
Номер по каталогу:
Технология: литье

Копийность: 9
Сборка: 9
Инструкция: 10
Деколь: 9

Индеец-дозорный по-украински

Mohawk OV-1 стал первым турбовинтовым самолётом, поступившим на службу армии США. Он разрабатывался и строился для нужд армии и флота как самолёт наблюдения за полем боя. В 1957 году ВМФ США, выступив в роли ведущего программы, заказал 9 экземпляров машин проекта G-134 для испытаний и исследований. Первый из этих экземпляров поднялся в воздух в апреле 1957 года. Однако, ещё до того, как это произошло, командование ВМФ отказалось от участия в проекте ввиду невозможности совмещения в рамках одного проекта требований к фактически двум разным машинам. Армейское же командование продолжило финансирование проекта, и уже весной 1959 года состоялись первые испытательные полёты самолёта, получившего обозначение YAO-1AF.
Самолёт оказался медленным, но очень маневренным. Он получил хорошо оборудованную кабину с фонарём из пуленепробиваемого стекла. Отличительной особенностью фонаря была его заметная выпуклость, что позволяло улучшить обзор экипажу в направлении земли.

 

Первые экземпляры OV-1A не были приспособлены для несения вооружения, на двух имевшихся пилонах предусматривалась лишь установка подвесных топливных баков. Однако, необходимость маркировки целей дымовыми ракетами вынудила оснастить самолёт 4-мя дополнительными пилонами, которые могли также оснащаться различными видами вооружения. Модификация самолёта с шестью пилонами получила обозначение JOV-1A, шесть таких машин участвовали в боях во время вьетнамской войны.

До недавнего времени «китография» OV-1A умещалась в одной строке, единственной моделью было произведение фирмы Hasegawa масштаба 1/72. Фирма Roden, известная многим своими разработками моделей самолётов Первой Мировой войны, решила заполнить пробел, выпустив OV-1A, да к тому же в масштабе 1/48! По такому случаю издательство Squadron/signal publications даже возобновило выпуск журнала из серии In Action по OV-1. К сожалению, это единственный на сегодняшний день печатный источник информации, если не считать несколько страниц Modelling Manual на японском языке, которым в нашей стране, уверен, владеют немногие. Источник чертежей – Modelling Manual, они даны в масштабе 1/72, да к тому же на модификацию OV-1D. Спасительной соломинкой, за которую ещё можно было ухватиться, стал Интернет, там нашёлся очень удачный ресурс с цветными фото периода войны во Вьетнаме.

В аккуратной, красиво иллюстрированной коробке от Roden находим 6 рамок с деталями, подробнейшую инструкцию по сборке и лист деколей на 4 варианта оформления. Дополнительный бонус – картинка, повторяющая изображение на коробке, но без «реквизитов» модели.

Количество деталей потрясает – более двухсот! Некоторые из них не используются, и они закрашены серым цветом. К уже обозначенным производителем, я добавлю детали 12C. В зависимости от выбора одного из четырёх вариантов оформления, в качестве мачты крепления антенны используется либо дет. 53D (варианты I и II), либо18D (варианты III и IV). Пластик производит приятное впечатление, хотя линии расшивки мне показались широковатыми и слегка “замыленными”. На деталях планёра присутствует излишняя шероховатость, которая потребует обязательной шлифовки. Есть несколько утяжин на фюзеляже, следы толкателей в нишах шасси, но всё это не портит первого приятного впечатления от набора. Ведь здесь реализована возможность установки тормозных щитков в открытом положении, подвеска вооружения в различных вариантах. Представлены блоки НУРС XM-157 (7 ракет) и XM-159 (19 ракет), контейнеры с 12.7-мм пулемётами.

В целом модель соответствует опубликованным чертежам и фотографиям как по общим размерам и пропорциям, так и по нанесению расшивки. Есть небольшие неточности, вызванные универсальностью набора – Roden уже заявил выпуск модификаций B,C, и D. Я же остановился на модификации JOV-1A.

Сборка началась, как обычно, с интерьера. Огромное впечатление производят катапультируемые кресла, каждое из которых собирается из девяти деталей. Мне пришлось добавить лишь привязные ремни, оснастив их пряжками из проволоки. Кроме этого, из проволоки же изготовлена дугообразная рукоятка, расположенная на каждом из кресел в районе паха пилота, в модели выполненная лишь рельефом. Деталь 1D имеет треугольный вырез, которого я не обнаружил на фотографиях интерьера. Треугольники из листового полистирола закрыли это «окно». Задняя стенка кабины на прототипе имела мягкую стёганую обивку, для имитации которой я использовал обёрточную фольгу. Чтобы получить похожий ромбовидный рельеф, я просто продавил толстой иглой параллельные линии, положив фольгу на мягкую подложку (лист резины). Деколь, изображающую панель приборов, Roden предлагает нанести на заднюю часть детали 6G. Если следовать этой инструкции, шкалы приборов очень сильно исказятся из-за относительно большой толщины прозрачного пластика этой детали. Альтернативный вариант – высверлить отверстия под каждый прибор, максимально истончить деталь 6G, а деколь со шкалами нанести на тонкую прозрачную плёнку, лишь после этого приклеив её к тыльной стороне панели. Этим вариантом я и воспользовался.

Пульт управления двигателями также требует небольшой доработки. Правую рукоятку (в жизни их две) с дет. 33D нужно срезать и перенести её на сектор, расположенный правее, на дет. 43D.

Модели самолётов с передней стойкой шасси, как правило, требуют загрузки носовой части фюзеляжа. Не является исключением и OV-1. В качестве балласта я использовал круглые рыболовные грузила, вклеив их на смоле под пол и за заднюю стенку кабины, а также в носовой обтекатель 47D.

Перед сборкой планёра я немного сошлифовал изнутри задние кромки крыльев и килей, а также аккуратно острым ножом срезал с дет.1А антенны в носовой части и швартовочную скобу – в хвостовой (чтобы не потерять эти части в процессе работы над планёром). Срезать нужно также круглые обтекатели вентиляционных отверстий перед передними кромками ниш тормозных щитков, некие “шпеньки” с правого борта в районе кабины – все эти элементы отсутствуют на прототипе. Членение деталей продумано настолько хорошо, что интерьер можно инсталлировать в полностью собранный планёр. Детали фюзеляжа (как, впрочем, и остальные) стыкуются почти идеально. Шпаклевал только несколько мелких утяжин. Тормозные щитки оставил в закрытом положении, поскольку для открытого пришлось бы испытать трудности при выкройке опознавательного знака – частично он расположен на щитке, а частично – на остальном фюзеляже, а конфигурация линии членения достаточно сложна.

Хвостовое оперение собралось легко, встало на штатное место чётко. Чуть больше внимания и аккуратности нужно проявить при вклейке боковых килей, чтобы выдержать равные углы их установки.

По крылу особых проблем не возникло, если не считать небольшое (порядка 0,3 мм) несовпадение линий разделения отклоняемых плоскостей (элероны, закрылки) на верхней и нижней части крыла. Не понравились заваленные углы на триммерах элеронов. На мой взгляд, эти проблемы (наряду с замыленностью линий расшивки) возникли из-за того, что производитель выбрал неудачный, излишне пластичный материал для масштаба 1/48, который на больших деталях при остывании дал бОльшую усадку, чем следовало бы ожидать, будь пластик пожёстче. Уверен, пресс-форма в этом отношении безукоризненна. Но я отвлёкся. Перед вклейкой прозрачных обтекателей габаритных огней 7G и 8G я окрасил их изнутри прозрачными лаками (зелёным и красным соответственно), а в дет. 7В и 8В вклеил «лампочки» из прозрачного литника. Стыковка плоскостей крыла с фюзеляжем прошла на “отлично”, шпаклёвка не понадобилась.

Детали двигателя удобнее приклеивать к уже пристыкованному крылу. Здесь следует обратить внимание, что патрубки на задних кромках обтекателей двигателей дет. 36D и 37D должны находиться ближе к правому краю (по полёту), поэтому на дет. 36D ошибка. Для выбравших в качестве прототипа борт 59-2617 (вариант оформления I) отмечу, что дет.2С здесь не потребуется, а второй воздухозаборник, дет. 1С, имеет несколько иную конфигурацию при виде сбоку. Выхлопная труба потребует небольшой доработки, поскольку при стыковке дет. 9С и 10С на задней кромке образуется уступ. Его легко устранить, придав задней кромке ровную овальную форму; придётся также хорошо зашпаклевать продольный стык изнутри, поскольку значительная часть внутренней поверхности труб хорошо видна на готовой модели, а на прототипе этот стык отсутствует.

На OV-1A устанавливались винты изменяемого шага. Такие же и на модели. В том смысле, что угол установки лопастей тоже можно изменять, нужно всего лишь аккуратно их вставить, не испачкав клеем. Винты в сборе лучше пристыковывать на завершающем этапе, чтобы они не мешали в процессе работы над планёром.

Далее следует приступить к сборке шасси, и начать придётся с носовой стойки, поскольку она устанавливается до вклейки интерьера. Здесь предстоит небольшая переделка. Дело в том, что втулка носового колеса значительно уже, чем зазор под его установку. Не беда, нужно только установить проволочную ось колеса, высверлив в стойке отверстия диаметром около 0,3-0,4 мм. Это также необходимо сделать из-за достаточно тяжёлого носа модели, основная масса которого придётся как раз на переднее шасси. Для придания большей прочности этому узлу, я также заменил шток подкоса 10D (часть этой детали меньшего диаметра) на проволочный. Понравилось, что двузвенник носовой стойки собирается действительно из двух деталей 20D и 21D, чего не скажешь о двузвенниках основных стоек, отлитых заодно с ними и не имеющих штатных отверстий, которые пришлось вырезать самостоятельно. Отмечу некоторую пустоватость ниш шасси – их внутреннее убранство гораздо богаче, чем воспроизведено на модели. Остаётся надеяться, что производители афтермаркета быстро отреагируют на выпуск Мохока. Огорчило также заметное смещение половин прессформы на дет. 25С. Собирая основные стойки, следует постоянно “всухую” контролировать углы взаимного расположения стоек и подкосов, чтобы все детали после сборки встали в свои посадочные гнёзда. Колёса основных стоек задуманы подвижными, но для реализации этой возможности нужно проявить чудеса аккуратизма, не испачкав клеем шайбы 21С и не допустив их ухода в сторону от центра после снятия с монтажной оси (я воспользовался зубочисткой).

Вернёмся к интерьеру.
Для минимизации сложностей при установке его в фюзеляж, рекомендую сделать несколько подсборок:
а) пол, задняя стенка кабины, педали, пульт – дет. 35D, подсборка 7 согласно инструкции;
б) кресла пилотов;
в) панель приборов (подсборка 3 согласно инструкции);
г) пульт управления двигателями (подсборка 5 согласно инструкции).
Установку подсборок производим в этой же последовательности (а-б-в-г), в конце вклеив огнетушитель 9D, РУД (рукоятку управления движением) 24D и рукоятки 19С.

После завершения этого этапа, можно перейти к установке деталей остекления, которое удобнее начинать с лобовой части, дет.2G. Прежде всего, придётся очень тщательно подогнать эту деталь к фюзеляжу, чтобы избежать возникновения щелей после установки, а следовательно, применения шпаклёвки с риском испортить остекление. Далее устанавливаем боковые люки-иллюминаторы 16G и 17G и уже после этого – «потолок» 1G.Если всё сделано аккуратно, детали остекления совпадают отлично, без щелей, уступов и прочих неприятностей.

Перед лобовым остеклением в районе точек крепления «дворников» отлиты некие наплывы, которые на прототипе являются входными вентиляционными каналами цилиндрической формы. Для большего сходства я высверлил в этих местах отверстия диаметром около 0,8 мм и вставил в них короткие трубки, свёрнутые из фольги.

Что касается вооружения, в инструкции упущен один маленький, но существенный момент – дет. 41С и 53С имеют лючки, намеченные расшивкой. Так вот, эти лючки должны быть обращены в сторону боеголовок ракет, как и на соответствующих им деталях 45С и 51С. Отмечу также, что, как правило, перед полётом головные части блоков НУРС для улучшения аэродинамики самолёта закрывались обтекателями из легкого материала, разрушавшегося при первом пуске ракет. Эти обтекатели несложно изготовить самостоятельно, в моём случае донором стал ПТБ от НОВО-ФРОГовской модели «Миража» (не выбрасывайте старые модели).

Потребовали подгонки места установки оперения дополнительных топливных баков, снова из-за усадки материала. Стяжные ленты ПТБ пролились неравномерно, поэтому были изготовлены из фольги и приклеены жидким циакрином.
Основная наружная деталировка (створки шасси, различные воздухозаборники) не потребовала никаких усилий при установке, вполне соответствует прототипу, поэтому здесь нет смысла вдаваться в подробности. Остановлюсь, пожалуй, лишь на антеннах. Как оказалось, их расположение от серии к серии было очень разным, встречается несколько вариантов установки. После изучения первоисточников, я остановился на креплении антенны одним концом на мачте 53D, а другим – вверху передней кромки с изломом в районе начала форкиля. До излома нить антенны идёт почти параллельно верхней кромке фюзеляжа, а в точке излома притянута к фюзеляжу растяжкой. Сложно описать здесь все варианты, поэтому лишь порекомендую при постройке модели поработать над поиском графических и фотоматериалов. Остаётся только удивляться, почему производитель не отразил в инструкции этот момент, ведь и на «Гладиаторе», и на некоторых других моделях Roden давал подробные пояснения по установке всевозможных проводов-растяжек.

Переходим к окраске. В инструкции даны ссылки на каталожные номера из палитр Humbrol, Testors (Model Master), Lifecolor, Gunze Sangyo. Ранние машины (первые два из предложенных вариантов оформления) окрашивались глянцевой краской, более поздние – матовой. Roden этого не учёл, порекомендовав окрашивать ранние машины матовым Humbrol 66. Я же использовал для основных поверхностей Testors 1711 Olive Drab, покрыв его сверху глянцевым лаком для полов Glanzer фирмы Erdal. Передние кромки плоскостей, антибликовое покрытие на верхней части двигателей и перед лобовым остеклением – полуматовый чёрный Humbrol 85. Ниши шасси и внутренние поверхности щитков – белый Testors 1745. «Пешеходные дорожки» для техперсонала наверху фюзеляжа и корневой поверхности крыльев, а также шины окрашивались Tamiya XF17 Extra Dark Sea Gray.

Схема нанесения деколей неполная, в ней отражены места нанесения не всех технических надписей (например, элемент 74, наносимый на заливные горловины ПТБ), многих из них не хватает, некоторые выполнены не тем цветом (белый вместо жёлтого на прототипе). Хотя следует отметить при этом отличное качество деколей, на глянцевую поверхность они ложатся замечательно. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией – места нанесения многих технических надписей (например, на стойки шасси, пилоны) показаны в процессе сборки, а не на последних страницах «руководства».

Подводя итог, позволю себе предположить, что, несмотря на все недочёты, OV-1A/JOV-1A от Roden – серьёзная заявка на очередную «модель года» от авторитетных модельных изданий.

Благодарю Эдуарда Чукашева за предоставленные материалы.

Литература:

1. OV-1 Mohawk In Action. Squadron/signal publications Aircraft Number 92
2. Modelling Manual. Grumman OV-1 Mohawk.

Модель предоставлена фирмой Roden

Related Articles

Оставить комментарий