Главная АвиацияГалерея Як-7б от ICM в 1/48

Як-7б от ICM в 1/48

3,3K просмотры

Характеристика модели
Тип: Яковлев Як-7б
Масштаб: 1:48
Производство: ICM
Автор: Тарас Ткаченко а.к.а Mr Dragon

Попытка номер два

Предисловие

Петя Берестовой (злой на меня Модератор здешнего форума) пришел ко мне домой и, сломив мое сопротивление, применяя морально-психологическое давление, заставил дать ему фотоаппарат и сам(!) отфотографировал модель Як-7б. С такими друзьями врагов не надо. Поэтому приношу свои извинения за несколько неподобающий вид модели: пыль, убогое состояние мачты антенны и самого антенного канатика.

Это вторая моя модель этого истребителя. Первая была построена лет семь назад, во время моего обучения в ВУЗе и сейчас находится дома у моих родителей. Возможно не всем нравится силуэт этого истребителя, но у меня он ассоциируется с тяжелыми временами начального периода ВОВ, тем более это часть истории Советской истребительной авиации.

У этой модели обширная география создания (в масштабах Украины). Киев – Винница – Жмеринка – Винница – Днепропетровск! Это подарок друга из Жмеринки, который великодушно уступил мне честь достроить данную модель. Итак, Як-7б (причем б маленькое – с гаргротом, Б большое – без гаргрота, такой вот нюанс в обозначениях), приступим…
Как-то не встречалось обзоров Як-7б, где полностью описали бы все проблемы и достижения данного набора. Поэтому начну с «чистого листа».

Сборка и коррекция модели

Общая геометрия вроде как в порядке, на чертежи из «Моделиста-Конструктора» похож, тем более планер самолета в моем случае уже был собран, и пилить я его не собирался. Расшивки не много и на прототипе, но кое-что все равно было упущено на модели и это тем более прискорбно. Пришлось добавить лючков, уточнить расшивку капотов в районе козырька кабины (у Яка «вывозного» из-за отсутствия вооружения там по-другому, производитель унифицировал членение модели, и этот момент требует внимания), на стабилизаторе на одной поверхности не были отделены рули высоты (!), а на другой хоть и отделены, но как-то в виде стыка листов обшивки. Было добавлено отверстий в капотах, окно выброса гильз пулеметов в зализах крыльев, доработал низ фюзеляжа в районе передней и задней кромок крыла, эти места производителем упрощены. За центропланом на нижней части фюзеляжа надо сымитировать провисы полотняной обшивки между стрингерами.

Внимания требуют отверстия воздухозаборников карбюратора в передней кромке зализов крыла, в наборе это не отражено никак, и даже хуже того, в этом месте находится стык трех деталей. Также прорезал выходное отверстие маслорадиатора, которое отсутствовало в принципе. О форме обтекателя маслорадиатора ничего не нашел, поэтому оставил как есть. Упоминаю по причине неверной формы такового на модели Як-9. Сам маслорадиатор имитируется травлением от АСЕ. Та же история и с водяным радиатором, с тем отличием, что все-таки это должен быть более обтекаемой формы ящик, поэтому сколько мог – закруглил, заострил кромки, выходную створку выполнил из алюминиевой фольги, добавил тяги управления створкой. Сам радиатор сымитировал латунной тонированной мелкой сеточкой с вертикальными полосками из самоклеящейся фольги. Также была неудачная попытка имитации рояльных петель навески посадочных щитков, капотов фюзеляжа в районе пилотской кабины и эксплуатационных люков на левой стороне фюзеляжа. Насколько неудачная можно наблюдать на фото, посему технологию описывать не буду (а по задумке должно было получиться легко и похоже). К недостаткам можно отнести мое упущение с топливомерами на верхней поверхности крыльев. В литературе указывалось, что топливомерами самолеты того периода оснащались далеко не все и я ничего не предпринимал. После покраски проявились стрелки, что есть неправильно и исторически и технологически, так топливомеры при их наличии выглядеть не могут. Вообще к топливомерам производитель отнесся «спустя рукава».

Воздушный винт требует незначительной доработки в виде зачистки и полировки, чего не скажешь о коке. Кок пришлось укорачивать и обтачивать, добавить расшивки и дополнить мастерски изготовленным храповиком под автостартер. Также пришлось изготовить планшайбу – основание ВВ к которому крепится кок. Основным ее назначением было закрыть отверстия в коке сзади комлевой части лопастей ВВ. Кстати у первых отливок Яка форма лопастей ВВ была много хуже, гораздо менее аэродинамичной и требовала или замены винта или серьезной работы ножом и надфилем.

Неудачное решение производителя вставить выхлопные патрубки двигателя изнутри половинок фюзеляжа (копийно, а как сделать удобнее не знаю) доставило много неудобств при сборке и покраске. Тем не менее, насколько это было в моих силах, высверлил отверстия в каждом патрубке, покрасил и смонтировал в склеенном фюзеляже перед приклейкой верхней части капота двигателя.

Отдельного рассказа заслуживает фонарь кабины пилота. Унификация, а скорее лень и неаккуратность производителя привели к тому, что одной и той же отливкой комплектуются различные модификации самолета, как раз и отличающиеся в основном фонарем! К тому же переплет козырька выполнен очень грубо и достоин только удаления с поверхности. Переплет задней сдвижной части (нонсенс в случае Як-7б) был удостоен той же чести. После сопутствующей данному процессу полировки расшил стыки сдвижной части и откидной крышки отсека за кабиной пилота. После приклейки на фюзеляж сделал имитацию рельс сдвижной части. Переплеты изготовлены из окрашенных полосок самоклеящейся алюминиевой фольги (требуют изрядной аккуратности и терпения). Интерьер пилотской кабины собран почти без доработок, дополнен привязными ремнями и некоторыми мелочами на боковых пультах кабины (мелочи после приклейки фонаря благополучно не видны). Заново изготовлен прицел, снабженный наклонным стеклом коллиматора и подушечкой на опорной дуге. После долгих сомнений победила лень, и была вклеена «родная» приборная доска из набора после предварительной окраски и выделения шкал приборов. Приятно, что боковые части фермы фюзеляжа отлиты отдельно, а не вместе с половинками фюзеляжа, это дает возможность более полно деталировать кабину, особенно в случае двухместной машины и с открытыми фонарями. Мачта антенны изготовлена из алюминиевой проволоки сточенной на конус и вклеена на СуперКлее.

Стойки шасси мне показались уникальными по исполнению и креплению к крылу. Они очень близки к оригиналу, т.е. в месте крепления нет традиционного гнезда, а на стойке нет соответствующего штырька. Вместо этого в месте крепления сделан небольшой ложемент, а на стойке сымитирован поворотный узел. Несмотря на видимую ненадежность монтажа, соединение полностью функционально и работоспособно. Стойки были лишь дополнены трубопроводами тормозной системы (к сожалению не в полном объеме). Рычаги механизма уборки-выпуска шасси не настолько совершенны как стойки, поэтому были изготовлены заново посредством пайки из медной проволоки. Пневмоцилиндр привода уборки шасси выполнен из медной проволоки, с надетым кусочком изоляции электропровода. Также был спаян механизм уборки створочки ниши шасси. Створки оставил из набора, хотя лучше изготовить новые. Колеса дополнил дисками из набора травления АСЕ, что на удивление очень хорошо на них сказалось вопреки ожиданиям, а резиновые припас для доработки Як-9. На стойке хвостовой опоры шасси прорезал двузвенник, так как в исходном состоянии промежуток между стойкой и двузвенником был заполнен пластиком ввиду миниатюрности детали. Не на каждой модели, особенно в 72 масштабе увидишь эти малюсенькие детали, но они стоят того чтобы их изготовили: механические указатели положения шасси. «Солдатики» изготовлены из медной проволоки подходящего сечения, окрашены в белый цвет с красными поперечными полосками.

Штанга ПВД изготовлена из алюминиевой проволоки. Хвостовой АНО из тянутого и оплавленного прозрачного литника. Крыльевые АНО из кусочков прозрачного оргстекла, вклеенного в вырезы законцовок, и обработаны заподлицо с поверхностью крыльев. Предварительно кусочки оргстекла были засверлены и окрашены изнутри в красный и зеленый цвет для имитации лампочек. Рефлектор посадочной фары выдавил из алюминиевой фольги и дополнительно окрасил тесторовским хром сильвером. Фара снабжена лампочкой по технологии изготовления хвостового АНО. Остекление фары выполнил из прозрачного скотча.

Окраска

Красил обычными нитрокрасками в основные цвета: зеленый и светло-голубой. Вариант окраски выбрал из альбома «Поршневые истребители ЯК периода ВОВ». Характерен зимней окраской и полным отсутствием технических надписей. Зимнюю окраску имитировал белой темперой, нанесенной кисточкой, руководствовался фотографиями реальных самолетов из того же альбома. После подсыхания темперы сделал потертости влажной тряпочкой на передних кромках всех аэродинамических поверхностей и, предположительно, в местах наибольшей эксплуатационной интенсивности. Опознавательные знаки и тактический номер нанесены посредством почти забытой в стендовом моделизме технологии: с помощью трафаретов. Трафареты вырезаны вручную из пленки «Оракал». Нанесение знаков с помощью трафаретов снимает проблемы присущие декалям (слабая укрывистость, отсутствие нужного варианта, «серебрение», трудности при нанесении, излишне толстая или тонкая пленка и т.д.). Вместе с тем трафареты привносят свои отрицательные моменты: не все исполнимо, например многоцветные или мелкие элементы, необходима качественная прорезка и приклейка к поверхности модели самих трафаретов, трудно выполнить трафарет с замкнутым контуром (например, ноль или буква а). Думаю в моем случае трафареты оправданы.

Тонировка и “везеринг”

Расшивка тонирована черной темперой. Аэрографом наметил копоть за выхлопными патрубками, загрязнение нижних поверхностей за стойками шасси. Ну и далее где буйствовала фантазия и сдерживал здравый смысл: немного капоты, лючки заправочных горловин, узлы навески управляющих поверхностей. Антенна, как всегда из нити капронового чулка черного цвета.

Дополнительные материалы и литература:

Элементы фототравления: АСЕ Як-9.
Литература: «Як-9:рядовые неба», «Истребители Як периода ВОВ», журналы «Моделист-Конструктор», «Авиация и Время».

Модель можно похвалить и обсудить на форуме

Related Articles

Оставить комментарий