Тип: МиГ-15бис
Масштаб: 1/48
Производитель: Trumpeter, Китай
Номер по каталогу: 02806
Баллада о “самолете – солдате”
Характеристика модели
МиГ-15 бис, масштаб 1/48, «Trumpeter» (Китай), кат. № 02806, 2002 год.
Раскрой – внутренний
серый пластик – 122 детали
прозрачный пластик – 10 деталей
приборная панель на ацетатной пленке.
Все рулевые поверхности даны в виде отдельных деталей, деталированные кабина, носовой приборный отсек, двигатель, ниши шасси, пушечный лафет; в набор входят подвесные баки на 400 и на 260 л. Подвижный фонарь кабины.
2 варианта оформления:
Борт “красный 2249” комэска ВВС НОАК Ван Хая, С.Корея, июль 1953 г. Все поверхности имеют серебристый цвет, на верхушке киля – красная “пилотка”. Борт “красный 40” майора Н. И. Шкодина, 147-й ГИАП, С. Корея, июль 1953 г. Самолет окрашен сверху в камуфляж из желто – коричневого и темно-зеленого цветов, снизу – голубой. ОЗ – красные звезды.
Декаль: 20 элементов: ОЗ, номера, знаки побед.
Линейные размеры:
оригинал: масштаб 1/72: модель:
длина – 10,11 м длина – 21,06см длина –21,0 см
размах – 10,08 м размах- 21,00см размах – 20,85см
Рейтинг (максимум – 7).
Упаковка – 6
Декаль – 5
Инструкция – 5
Литье – 6
Деталировка – 6
Копийность – 6
Собираемость – 4
Общая оценка – 5
Модель
По понятным причинам пропустим историческую справочку – право, ни к чему. Если Вы никогда и ничего не слышали о МиГ-15, то это весьма необычно. Литературы гораздо больше, чем содержит ее список. Для работы с моделью достаточно [1], хотя полиграфия угробила многие, если не все, фотографии, зато хороших чертежей в избытке.
Все содержимое литников перед Вами на сканах: их всего пять, один – с прозрачными деталями. Лукавить и напускать важный вид не стану – испытал чувство мимолетного восторга. Согласитесь, впечатляющая деталировка и проработка поверхности! Тамиевский МиГ-15 я видел только в собранном виде, поэтому ощущения при рассмотрении данного набора чисты, как утренняя роса. Хороший пластик с небольшим облоем, высокая проработка деталей, да и сама деталировка – приборный отсек, ниша шасси, щитки: тормозные и посадочные, пушечный лафет, подвижная часть фонаря и сама кабина! Но! До этой модели «Trumpeter» я собрал Ту-16 и еще помню, что дальше должно последовать некоторое разочарование. Увы, так оно и приключилось, хотя в меньшем масштабе.
Степень проработки деталировки не достигла японского уровня. Она повторяет уже пройденные моменты и ничего потрясающего не содержит. К великому сожалению, разработчики подустали и их куража не хватило на некоторые штришки: не доведены линии кроя «ножей» задних кромок на оперении. Накладные элементы обшивки на руле высоты, крепления ПВД выполнены без четкой границы кроя листа. Блок сигнальных ракет показан как люк, пушечный лафет определенно «облегчен» в плане насыщенности деталями. Конечно, это устранимые мелочи, но при таком уровне цены уже не хочется самому корпеть над деталировкой. Самое печальное, что съемный хвост МиГа поставить или подвесить не на что: тележки, как у «Тамии», нет. А можно было дать в наборе, для разнообразия, ручную подъемную лебедку.
В кабине отсутствуют краны, аварийные рукоятки выпуска шасси и сброса фонаря, РУД. Собственно, там нет никаких мелких элементов – стиль « рельефные голые стены». Центральная часть интерьера «ванны» – катапультируемое кресло просто плохое. Малозаметны выштамповки на чашке сидения – это полбеды. Но нет и рукояток по его бокам, а «подзатыльник» вообще похож на себя лишь только в части кожаной подушки и нуждается в полной переделке, как наиболее видимая часть кабины. С приборной доской тоже не все слава Богу. Хорошо, конечно, что есть пленочный рисунок приборов. Но его предлагается просто прилепить за совершенно гладкой «стеклянной» деталью панели! Нам, коллеги, придется самостоятельно ваять хоть какой-то рельеф, чтобы придать ей подобающий вид.
Варианты оформления абсолютно неконкретные, хорошо, что удалось вспомнить и найти рисунки в [4], поясняющие, «кто есть кто». Их всего два – недопустимо мало для модели такого самолета!
Что совсем никуда не годится, так это дикое смещение белой подложки на декали, ее бедность (нет технических надписей, однако самолет Шкодина перекрашивали в камуфляж, скорее всего, тут же, в ПАРМе и «техничка» могла исчезнуть). «Наш» МиГ в Корее несет (1953 год!) красные звезды. Так оно изображено в «АиВ», хотя ну очень нехарактерно для той войны! Варианта, изображенного на коробке и вовсе нет.
Есть вопросы и к цветам, рекомендуемой инструкцией (из палитры Gunze). Дело в том, что рекомендуемая в ней окраска некоторых деталей в инструкции “позабыта”, некоторых – сомнительна. Тема отдельная, для примера доложу, что палитра цветов ряда деталей движка неправильна.
При очень точной расшивке и геометрии модели «подкачали» китайцы в мелочах. Нет серповидности задней кромки крыла у корней консолей, впрочем, ее не почти заметно и на фотографиях «живого» МиГ-15. С учетом погрешности замеров и чертежей (а идеальных чертежей не бывает!) уход размеров небольшой и в среднем составил минусовую величину в 0,5 – 0,8 мм. Это следует признать очень хорошим результатом. Первоначальные опасения о коротком фюзеляже не подтвердились – «не хватало» длины из-за того, что я не учел факта, что стабилизатор выступает назад больше, чем киль.
Проработка шасси и их ниш хорошая, но створки передней ноги изнутри совершенно гладкие, что довольно заметно, а ниша лишена характерной «впуклости» под колесо.
Антенна УКВ и антенны радиовысотометра ощутимо больше масштабных размеров – у «Тамии», кстати, такие же.
Все перечисленные минусы заняли много места, однако и без сборки понятно, что на восприятии модели этот негатив мало скажется. Высокая точность и качество литья в сочетании с высоким, в среднем, уровне проработки и деталировки, делают набор весьма привлекательным. Пора взяться за работу.
Сборка
Облоя, как уже я сказал, мало, но вот подготовить детали к сборке – дело долгое. Для деталей двигателя понадобилось 2,5 часа чистого времени, засек для интереса. Дело в том, что литники подходят к плоскостям стыка и даже практически повсеместно залезают на «живое», их надо долго выводить, поэтому-то с ходу процесс не пойдет. Специально следует отметить, что сборка и окраска на таких моделях идут параллельно. В случае «задраивания» люков, щитков и панелей окраску можно, за исключением мелочей, оставить на потом. Но как можно всю красоту скрыть внутри! Все равно, что купить навороченный видеомагнитофон и брать смотреть кассеты в прокате.
Описывать все можно долго, но лишь отмечу, что сборка в основном шла по инструкции. При необходимости, заранее зачищенные детали окрашивались, собирались в узлы, тонировались и подкрашивались.
Потом производилась генеральная сборка и окраска, как обычно. Технология известная – ничего революционного. Переделкам подверглось кресло пилота и приборная доска, носовые створки шасси, изготовлены дополнительные детали пушечного лафета и кабины. Добавлена пневмо- и элетропроводка, некоторые трубопроводы и проводка на двигателе и шасси («тянучка», проволока, цветная самоклейка ORACAL). Некоторые узлы представлены на сканах – как видите, все довольно типично.
Стыковка хорошая. Но не вся. Вот что огорчает и отнимает время.
Раздражение вызывает деталь с нишами тормозных щитков. Мало того, что линии стыка не везде совпадают с реальным кроем (на моделях такого уровня это воспринимается уже как нонсес!), они вообще плохо совпадают с фюзеляжем. Показаны шпаклевка и зачистка. Повышенного внимания требует монтаж шасси и носовой части фюзеляжа. Колеса шасси (плохо, что в наборе нет «нагруженных» пневматиков) стоят несколько «косолапо» – смотрите чертежи [1,5]!
Узким местом оказался такой, казалось бы, простой момент сборки, как монтаж посадочных щитков. Если проштудировать фотографии, то хорошо заметно, что щиток при выпуске смещается по направляющим рельсам назад, образуя щель снизу крыла. Насколько, смотрите рисунок сечения крыла. На модели задиктовано строго безщелевое их положение.
Не забудьте вложить в нос МиГа балансировочный груз и сделать отражатель на фаре хотя бы из кусочка фольги. Нож аэродинамических гребня слева имел вырез. Если этот нюанс позабыт и вы напутали при монтаже гребни – не беда – были МиГи и без выреза на гребне.
Проблемы
Одна, к великому сожалению, стала традицией и прямо-таки преследует многие «киты». Я собрал, окрасил и доработал маленький ВК-1. А дальше… дальше он не влез в хвостовую часть фюзеляжа. Не зря мне в принципе не нравятся всякие разъемно–съемные штучки. Ничего переделывать не стал. Думаю, вогнать движок на место можно, только вот ни к чему – только царапать его и хвост, да и деталировка может поотлетать. А этот МиГ я сразу думал делать «распушенным». Так что все к одному.
Другая заморочка – хвост имеет сквозные отверстия в месте установки тормозных щитков, хотя на самом деле там была обшивка. Если хвост пристыкован и в него вложен – таки двигатель (или только его удлинительная труба), то эту обшивку, правда, неверно имитированную, эта труба и выполняет. Для ленивых сойдет и так. А если хвост «демонтирован», то придется сделать соответствующие заплаты.
Не понравилось, как собирается нос МиГа – напрягает сам монтаж «колечка» воздухозаборника – половинки фюзеляжа норовят уйти от нужной позиции и пришлось подточить крышку агрегатного отсека – «за здорово живешь» не влезла.
Подвижный фонарь стоит «колом» – немного подпирает его снизу деталь каркаса, которую предварительно надо посадить чуть глубже (на 1 – 1,5 мм) в фонарь или вообще переделать узел. Увы, у меня деталька хорошо села на циакрин…
Проблема приборной доски разрешена так: прозрачное ее «лицо» после разметки (ее сделал очень просто, подложил «фотодоску» и наметил иглой центры приборов) просверлена в нужных местах. Далее деталь была окрашена, остекление приборов выполнено капельками «Micro Kristal Klear»’а. Само собой, фотопленочка с изнанки была окрашена белым и заняла место позади полученной доски.
Следовало ее сделать более тонкой – из сыростирола была бы правдоподобнее по толщине. Впрочем, меня удовлетворил и такой исход. Отличие от простой подложки под прозрачный пластик – в лучшую сторону на порядок.
Как всегда, написание статьи вгоняет меня в строго ограниченные временные рамки и я был вынужден не делать какую-либо супердеталировку «пятнадцатого». Например, боковые крышки пушечного лафета перед его опусканием должны были быть обязательно открыты, а я этого не сделал такой доработки по названной причине, как и многое другое.
Для руководства в работе привожу сканы фото и рисунков из соответствующих томов по обслуживанию МиГа.
Схемы окраски уверенности не вызывают и соответствующие наборы «дек» (и ФТД, до кучи), скорее всего, не заставят себя ждать. Впрочем, лапидарность образа советских самолетов в Северной Корее может легко подвигнуть на создание других вариантов при использовании и штатной декали набора (но следует учесть, что корейские ОЗ обычно не имели белого фона на серебристых МиГах (моя модель – далеко не пример для подражания). Нужные номера можно «надуть» через трафарет или самостоятельно изготовить декаль. В своем случае я тоже рискнул воссоздать известный МиГ-15 нашего первого аса Кореи Сутягина [2].
Следами эксплуатации не увлекался – в знак уважения к замечательному самолету. Этот солдат вполне заслужил добрую память. Память о долгой ратной небесной службе и пусть модель в моем случае выглядит несколько идеализированно.
Вот такая баллада. Что остается? Резюме получается лаконичным – хороший набор! Если бы еще японская стыковка – все было бы просто отлично…Новичкам не советую – степень деталировки предполагает наличие определенного опыта.
Модель для сборки предоставлена редакцией «Моделизма».
Расходы и материалы
Время на сборку – примерно 35 часов.
Клей «Секунда», циакрин.
Прозрачные детали, имитация мелкого остекления – «Micro Kristal Klear» (отдельное спасибо Александру Ершову – ст.!) Краски (основные цвета) и лак – акриловые «Таmiya». Необходимый тон получался смешиванием и подбором колора, «серебрянка» – «Humbrol» кат.№56. (выражаю глубокую признательность Дмитрию Срибному!).
Литература:
1. Серия «Детали конструкции» Вып.1. МиГ-15. ООО «АРС», 2002 г.
2. Е.Арсеньев, В. Крылов. «Истребитель МиГ-15». М-хобби, серия «Армада», выпуск №10,1999.
3. Ж-л «М-Хобби» 5’2002 г.
4. Ж-л «Авиация и Время» 2’ 1994 г.
5. Ж-л «Авиация и Время» 3’1998 г.