Главная АвиацияСтатьи1/48 Су-17М4 от KP в 1/48

Тип: Су-17M4
Масштаб: 1/48
Производитель: KP, Чехия
Номер по каталогу: 05

История

Су-17 (22 в экспортном обозначении) – один из первых самолетов с крылом изменяемой геометрии. Разрабатывался в ОКБ Сухого на базе хорошо зарекомендовавшего себя истребителя-бомбардировщика Су-7. В серийное производство был запущен в 1969 году. Самолет выпускался до конца 80-х годов, и его последней модификацией стал самолет Су-17/22М4. Наряду с обновлением оборудования, несколько менялись и его характеристики. С вооружения ВВС России к настоящему моменту снят. В конце 90-х годов осталось на вооружение несколько десятков самолетов в варианте тактического разведчика, с контейнером ККР-1Т. В 90-х годах прошлого столетия ВВС России решили оставить на вооружении только двухдвигательные самолеты. Самолеты различных модификаций поставлялись во многие страны и принимали активное участие в региональных конфликтах, главным образом на Ближнем Востоке. Су-17, наряду с МиГ-21, Су-25 и МиГ-23/27 стал “рабочей лошадкой” в войне в Афганистане. Должен заметить, что это один из любимых моделистами самолетов.

Модель

В инструкции стоит дата выпуска моей модели – 1996 год. Ранее модель принадлежала небезызвестной фирме OEZ, затем перешла в собственность KP. Хотя в 21-ом веке стандарты качества в производстве моделей очень выросли, альтернативы этой модели все равно нет. Комплект отлит в светло-сером пластике. Состоит из 134 частей в сером пластике и 10 частей из прозрачного пластика. На прозрачном литнике имеются два варианта остекления – первый, если вы будете строить модель с закрытым фонарем, и второй для варианта с открытым фонарем кабины. Остекление великолепное – тонкое и прозрачное, без всяких неровностей и шероховатостей.

Непрозрачный пластик оставляет не самое лучшее впечатление – он шероховатый, расшивка на модели хоть и внутренняя, но не с резковата и глубокая. Кроме того, местами расплывчатая, но это уже фирменная особенность моделей KP/OEZ. Неплохо, склеив модель, пройтись по ней шкуркой единичкой а потом нулевкой, тогда ширина линий расшивки несколько уменьшится. Соответственно и краска ляжет потом лучше (в итоге это и пришлось сделать). Модель почти без утяжин, только в одном месте в хвостовой части, вблизи сопла двигателя я обнаружил небольшую ямку, это устранимо. О поверхности пластика уже сказано – меня несколько удручает его толщина – я планировал сделать в модели кое-какие доработки, о которых речь пойдет ниже, и поэтому мне грозило пилить столь толстый, хоть и мягкий пластик.

Кабина комплекта состоит из расплывчатой приборной доски, дубоватой ручки управления, отдаленно похожего на себя кресла К-36Д, пола кабины, задней стенки без деталей, кроме двух направляющих для катапультного кресла, и совершенно гладкой панели с прицелом под ветровым стеклом. Я сразу решил, что эту кабину я выбрасываю и буду делать открытый вариант кабины с использованием дополнительных аксессуаров.

Носовой конус пристыковывается к разделительной перегородке воздуховодов, которая упирается в кабину пилота. В носовом конусе необходимо сделать окошко навигационно-прицельного комплекса “Клен”. Углубление под него имеется и стекло тоже, но и то и другое мне не понравилось.

Ниши шасси условно детализированы – в носовой нише хоть и сымитирован силовой набор, деталировка отсутствует, то же и в нишах основных стоек шасси. Механизации крыла – ноль, все отлито зацело, подвижные части крыльев вставляются в неподвижные поворотные узлы и держатся там, благодаря выступающим наплывам. На неподвижных частях есть аэродинамические гребни, впрочем в двух местах на одной детали, они были с браком -подтаяли при штамповке.

Сопло двигателя простое и без всякого рельефа – камера сгорания, заканчивающаяся стабилизатором пламени. Стабилизатор дан довольно условно – куда там Тамигавам с их изысками – проще надо быть… хм. Сопло внутри не детализировано, снаружи тоже, видимо разработчик посчитал, что поскольку все это дело прячется внутри – зачем уродоваться?

Шасси далеко не Монограмм – вы не увидите здесь ажурных конструкций, подкосов, гидроцилиндров и шлангов – все дубово и конкретно – шоб стояло! Носовая стойка вообще разделена на две продольные части, между которыми вставляется рулевое колесо – это вам в процессе сборки дополнительная работенка. Колеса, кстати, тоже отлиты каждое одной деталью, почему-то с резкой гранью по середине. В общем, шасси и ниши – широкое поле для деятельности моделиста, нечего филонить господа! Я же заменил их колесами от “Экипажа”.

Подвеска в комплекте практически полностью штурмовая – два блока УБ-32 (не совсем правильной формы), ракеты Х-25, похожи вроде на МР, но точную модификацию их я затруднился определить, на Л не похожи, без линз, на протворадиолокационные тоже не похожи, в общем, надо пилить. Проще всего будет переделать под Х-25Л, найти только линзы. Кроме того, оперение на ракетах неправильное, необходимо его срезать и сделать новое. Здесь нет пилонов для Р-60, как и самих этих ракет – инструкция предлагает взять их с модели Су-25. А если у меня ее нет? Или пилоны мне на той модели нужны? Главное достоинство Су-17 – подвесной разведывательный контейнер ККР. Незаменим, если вы строите разведчика. Только в процессе постройки столкнулся с тем, что фотографий контейнера приличных нет, а меня интересовала его нижняя часть. Потом все-таки несколько детальных фото ККР я нашел. Конфигурация его довольно точна, но мелкие и важные вещи – местоположение окошек, створок не совсем ясно. Пилон, на который подвешивается ККР не верной формы – плоский, а он более сложной конфигурации. В наличии также два подвесных топливных бака ПТБ-800, контейнер радиоэлектронной борьбы СПС-141.

Постройка

Я занялся постройкой, когда у меня было все в наличии: модель, декаль Lindenn Hill “Fitters over Afganistan”, набор Eduard для Су-17/22М4, кабина от Неомеги, колеса от “Экипажа” и мое желание. Я выбрал для постройки довольно известный вариант Су-17М4Р с бортовым номером 07 из 886-го ОРАП с рисунками летучей мыши и индейца, а также белыми звездочками, обозначающими боевые вылеты. Самолет часто вылетал на задания с подвесным контейнером ККР, и декаль дает замечательную акулью пасть на этот контейнер.

Поскольку я хотел улучшить комплект настолько, насколько это возможно, я решил сделать максимально возможные доработки. Работа начинается со сборки фюзеляжа. Совместив половинки фюзеляжа я обнаружил, что совпадают они неплохо, но только в некоторых местах совмещение линий расшивки было не самым лучшим. Для начала я прорезал отверстия для четырех тормозных щитков в задней части фюзеляжа, для того чтобы заменить их внутреннюю поверхность на рельефные панели от Eduard. После того как все было сделано, я приклеил эти панели под тормозными щитками суперклеем и залил в щели эпоксидку. Далее я прорезал 4 дополнительные щели в носовой части (по две с каждой стороны) для подпитки двигателей воздухом. Изучив фотографии, я обнаружил, что на стоянках эти щели всегда приоткрыты. Прорезать эти щели и щитки было трудным делом – пластик очень толстый. Щели подпитки воздухом закрываются створками, и я их вырезал из листового полистирола характерной цилиндрической формы. Так как пластик в модели очень толстый, я изнутри утончил стенки на этих отверстиях, как раз с тех сторон, которые не закрыты створками. Эти створки необходимо установить на место до склейки половинок фюзеляжа.

В нижней части фюзеляжа, вблизи носовой стойки имеются две фары. В модели нет характерных для самолета наплывов в этих местах, и мне пришлось делать их самостоятельно, из отрезков литника и шпатлевки. После многих усилий в этом месте и работы со шпатлевкой и шкуркой наплывы стали похожи на оригинал. Далее я просверлил эти наплывы, чтобы разместить там фары и наклеил ободок из травленки.

Носовой конус со стеклом прицельной системы был также изменен. На фотографиях под затемненным стеклом в глубине просматривается еще одно стекло внутри. Здесь пришлось потрудиться. Я попытался внутреннее стекло сделать из блестящей фольги, а внешнее окошко вырезал из ненужной фотопленки, имевшей коричневый оттенок. Я приклеил каждое из них Clearfix. После этого носовой конус выглядел очень похожим на оригинал.

С камерой сгорания мне также пришлось повозиться. Я попытался улучшить интерьер подручными средствами и окрасил ее в exhaust.

Когда все детали, которые необходимо было установить до склейки половинок фюзеляжа находились на своих местах – пришло время заняться кабиной.

На выбор я имел кабину от Eduard и из смолы от Неомеги. Кабина из травленки в любом случае выглядит гораздо беднее чем из смолы. Нет такого рельефа и деталировки. Однако в кабине из смолы я тоже нашел слабое место – приборная панель. Она невыразительная, оплывшая и приборы просматриваются здесь весьма условно. Поэтому решение взять приборную доску от фототравленки меня удовлетворило. Она прекрасно подходила по размерам к кабине из смолы. Плюс приборке из травленки – как всегда есть в наборе есть фотопленка, с отпечатком циферблатов и стрелок. Я обычно подкрашиваю изнутри на пленке циферблаты белым, и в итоге они выглядят просто прекрасно, когда их помещаешь с внутренней стороны приборки.

Для начала я провел большую работу по отделению деталей из смолы от их основы. Здесь понадобилась основательная работа как пилкой и скальпелем, так и напильником. Чашка кабины устанавливается на нишу из смолы передней стойки шасси. Внутренний рельеф ниши прекрасен, гораздо лучше чем от комплекта. Здесь мне пришлось очень долго подгонять высоту кабинной чашки – пол кабины имеет большую толщину, и я несколько раз стачивал его напильником по полмиллиметра. Я окрасил нишу шасси внутри серой краской и выделил детали. После чего я установил нишу на место в одну из половинок, прихватив ее суперклеем в двух местах, а щели залил эпоксидкой. Теперь я мог заняться кабиной. Кабина состоит из чашки, задней стенки, прицела с панелью под стеклом и боковых панелек. Кабина имеет серо-голубой цвет интерьера. Как я обратил внимание это не характерный зеленовато-голубой интерьерный цвет, свойственный Мигам, и моделисты, которые воспроизводят этот цвет на всех “сушках”, делают ошибку! После окраски и деталировки мелких деталей кабинную чашку я установил на нишу, склеив их намертво эпоксидкой. Задняя панель также имеет голубой цвет, но на ней имеется множество мелких деталей проводов, шлангов и разъемов, которые необходимо выделить в процессе покраски до сборки кабины. В окраске я руководствовался доступными мне фотографиями из моего архива, найденными в сети, из чешской монографии 4+ и Lock On от Верлиндена.

Окончательная сборка кабины состояла из множества мелких подгонок пластика и смолы, необходимо было подточить то тут, то там.

В итоге, для того, чтобы собрать фюзеляж вы должны вставить в него носовой конус с разделительной перегородкой, кабину и нишу передней стойки, поскольку я делал щели, створки, внутренние панели тормозных щитков и камеру сгорания с соплом. Все это необходимо правильно установить и склеить половинки, не сместив детали с их мест. Довольно много работы, особенно если вы намерены улучшить природу комплекта, как я.

Далее я занялся крыльями. Я рассмотрел возможность сделать механизацию крыла. Поначалу я отверг этот вариант. Элероны на подвижной части также было трудно выпилить из крыла. Зато я нашел, что можно отделить закрылки на неподвижной части крыла, и потом доработав их вклеить на место в опущенном состоянии. Что и было мною сделано. Но концепция “если пилить, то пилить” взяла вверх и я занялся имитацией механизации крыла.

 

Крылья состоят из неподвижных и подвижных частей. Каждая часть склеивается из верхней и нижней половинок. Подвижные части крыла вставляются в неподвижные на шарнире. Здесь я столкнулся с большой проблемой. Неподвижные корневые части крыла на два миллиметра толще, чем необходимо. Если вы его склеите как я, а потом захотите приклеить к фюзеляжу, в этих местах крыло будет на два миллиметра толще и будет некрасиво выпирать сверху и снизу, закрывая заклепки на фюзеляже, и ничто не будет в силах исправить эту проблему. Мне пришлось буквально пропиливать шов склейки в месте, где оно стыкуется с крылом, сняв как раз лишние пару миллиметров на глубину пять миллиметров. Потом я обильно смазал эту щель клеем и зажал в струбцине. Такую же процедуру я совершил и со второй частью. В итоге толщина корневой части крыла уменьшилась на нужные мне 2 мм, без видимых снаружи последствий. После просушки обоих частей и устранения неровностей, крыло стыковалось с фюзеляжем как надо – заклепки и контур крыла совпадали. Но тому, кто только собирается строить модель я бы посоветовал пойти другим путем – поработать с неподвижными и подвижными частями крыльев как с вакухой, то есть уменьшить их толщину, с оглядкой на корневую часть крыла – чтобы не изменить слишком сильно толщину крыла.

Изучив детали комплекта и фотографии, я увидел, что ниши основных стоек шасси не имеют никакой особой деталировки, кроме силового набора, похожего на настоящий. Для наглядности я добавил здесь несколько трубопроводов. Есть одна проблема в стыковке подвижных и неподвижных частей. Корневые части подвижной части имеют стальной цвет, и их надо бы вставить в неподвижную часть уже окрашенными.

Механизация крыла, задуманная мною было осуществлена путем отреза-отпиливания носков крыльев, то есть предкрылков и закрылков с элеронами. Сделать надо это до того, как крыло будет склеено. После этого верхняя часть носка крыла использовалась как нижняя рабочая поверхность, из которой выдвигается механизм выпуска предкрылков. Подогнав по размерам, я вклеил ее в верхнюю часть, потом заделал все щели, склеив нижнюю и верхнюю половинку крыла. Каждая из отрезанных частей должна была стать на свое место, и каждую я подгонял, подтачивал и наращивал, если было необходимо. Эта довольно кропотливая работа заняла очень много часов. Предкрылки были изготовлены из предкрылков фуджимовского Томкэта в 72-ом, который мне было не жалко разобрать. Они подошли почти идеально, я только их немного нарастил в длину. Кроме того, я сделал навигационные огни на законцовках подвижных частей крыла из прозрачного литника, сначала выпилив под них места, потом придав им форму (с лампочками внутри, просверленными тонким сверлом). После окраски модели я вклеил их и покрыл прозрачным лаком. Интересно, что навигационные огни на реальном самолете – прозрачные, только лампочки цветные. В итоге, после сборки всех деталей я зафиксировал крылья, так как выпущенная механизация крыла не позволяла спрятать часть консоли в неподвижную часть крыла.

Очень неприятный момент в процессе сборки – установка пилонов под неподвижной частью крыла. Они даны парами, без всякой подгонки их форм под место установки, то есть никаких характерных делений на левый-правый и в помине нет. Длинный пилон, который служит силовым лонжероном на крайней части неподвижной части крыла не лез на место, как говорится ни в какие ворота. Кроме того, у всех установленных пилонов наблюдалась задранность вверх. А угол их установки должен совпадать с углом днища фюзеляжа. Это исправил, но какими усилиями! Наклеивал на каждый пилон пластик а потом стачивал его, чтобы соблюсти прямой угол.

Гаргрот у Су-17/22М4 имеет возле хвостового оперения характерно выступающий воздухозаборник для охлаждения двигательного отсека. В комплекте имеется специальная секция для него, которая вставляется между гаргротом и хвостовым оперением. Дело в том, что на этом воздухозаборнике также имеется щель подпитки воздухом, со створкой, характерной изогнутой формы, которая дается в наборе Eduard. Я прорезал и в этом месте пластик по форме этой створки, а створку установил внутри в приоткрытом положении, соорудив для нее поддерживающую пластину, к которой и приклеил ее суперклеем. На фюзеляже самолета возле киля также имеются несколько небольших ковшовых воздухозаборника с каждой стороны -в каждом из них я проделал ходы перед установкой на место, так как они были просто грубыми отливками.

Я обратил внимание на стойки – передняя была хоть и похожа, но сделана упрощено. Сердце моделиста не могло выдержать этого, и поэтому пару часов я провел за работой над передней стойкой. Работа требовалась ювелирная, так как стойка на виду и сразу бросается в глаза. Почти то же самое можно сказать и об основных стойках и нишах шасси. На створки основных стоек наклеены накладные панели от травленки, которые придали рельефность им изнутри.

Подвесные топливные баки имели немасштабное и грубое оперение, кроме того, оперение не имело характерного наклона чуть вниз в носовой части и я отрезал его, сделав новое из листового полистирола.

Так как я намеревался строить “афганского” разведчика, мне весьма пригодились весьма редкие фото разведывательного контейнера.

Я обратил внимание, что пластик в модели лишь в общем повторяет его очертания –много мелких, но важных деталей на нем просто нет. Несколько деталей, которые придали достоверность контейнеру, я сделал сам. Балка подвески контейнера также не точна, и подверглась доработке. На контейнер помимо декалей Линденн Хилл я еще наклеил техничку Hi-Decal от сета 48011, благодаря чему от стал смотреться реалистичнее. В процессе работы я также использовал родную техничку от декали КР, напечатанной Propagteam и от сета 48010 Hi-Decal.

Окраску самолета пришлось восстанавливать по одному цветному боковику левого борта, черно-белой фотографии правого борта и нескольким фотографиям самолетов из этой эскадрильи, которые имеют схожие рисунки пятен. В итоге, схема окраски получилась с уровнем достоверности процентов 60-65! Что уже неплохо.

Еще в процессе подготовки к окраске на цветном боковике удивил факт наличия 5 цветов камуфляжа – трех зеленых, песочного и коричневого. Посоветовавшись с коллегами, в том числе с Андреем Коротковым я пришел к выводу, что должно быть четыре цвета – один явно лишний. Вероятно, это ошибка, так как на черно-белых фотографиях такой богатой цветовой палитры тоже не наблюдалось. Вполне возможно, что местами выгорела краска или были сделаны подмалевки.

В итоге, приступив к окраске, я размешал четыре цвета. Для окраски я решил использовать нитруху от “Звезды”. Я не могу дать точные рекомендации и привести FS по окраске самолета. Все цвета были размешаны мною “на глазок” из основных – белого, коричневого, зеленого, желтого, хаки и защитного. Кроме того, цвет считался подходящим, если не раздражал и выглядел естественным для наших самолетов. После основной окраски базовым камуфляжными цветами я дополнительно тонировал каждый цвет близкими по тону, стремясь придать потертость и выгоревшую краску. После всех этих длительных процедур я проявлял расшивку с помощью черной акварели и акрила. Подсохшую водорастворимую краску я оттирал чуть влажным куском бинта, оставляя ее в расшивке и клепке. Местами я попытался сделать сколы краски при помощи серебра – не знаю насколько достоверно получилось. С антеннами и ПВД вышел косячок – от комплекта были слишком грубы, поэтому все заменил на эдуардовские, либо самостоятельно сделанные. Кое-что, правда, необходимо было исправить раньше, еще до окраски, но заметил это поздно.

На подвеску я решил сделать и пилоны для Р-60, так как почти на всех афганских фотографиях эти направляющие на Су-17 имеются, но без ракет. Пилоны для ракет Р-60 я сделал из пары пилонов от академовского МиГ-29, отрезав все лишнее. Внутренности на фонарь взяты от Эдуарда и частично сделаны самим.

Заключение

Постройка этой модели заняла у меня около 2 лет, но конечно, я не занимался ею непрерывно, иногда сборка надоедала, я занимался другими самолетами а модель месяцами ждала своей очереди. Рекомендую ее с большими оговорками опытным моделистам, занимающимся моделизмом 2-3 года как минимум. Если вы только начали заниматься моделизмом, подобные модели могут отбить всякую охоту продолжать. Хотя может это сильно сказано 🙂

Кроме того, из дополнительных аксессуаров я бы рекомендовал лестницу экипажа от фирмы Part, а вместо тормозных щитков, если делать их открытыми – набор от Cutting Edge. Если кто-то надумает строить ударный вариант – поищите приличное вооружение из других наборов, можно от Су-25. Можно сделать и вариант с противорадиолокационными ракетами Х-58, которые опять же делает Cutting Edge и Kazan, но тогда надо самостоятельно делать контейнер “Вьюга”.

Использованная литература:
В. Марковский, И. Приходченко. “Армада” Су-17
4+ Publication Su-22M4
Verlinden Pub. Lock On Su-22

Related Articles

Оставить комментарий