Характеристика модели
Тип: L-39
Масштаб: 1:48
Производство: MPM
Автор: Сергей Арчаков
Этот самолет для многих, кто учился в военных училищах летчиков ВВС СССР, а потом и России, стал первым самолетом, на котором они, тогда еще юные курсанты, поднимались в воздух впервые управляя самолетом сначала под руководством инструктора, а затем и самостоятельно.
Идея собрать модель этого самолета появилась у меня внезапно и как обычно сборка началась с выбора прототипа. На этот раз я пошел самым легким способом и “кинул клич” на Авиафоруме на www.sukhoi.ru тем, для кого этот самолет открыл дорогу в небо, с просьбой помочь мне в выборе варианта и по возможности фотографиями того самого, на котором они летали в училищах. Через некоторое время ко мне обратился Панфил Орехов, который учился в Тамбовском училище летчиков и в 1993-1994 годах будучи курсантом налетал с аэродрома “Мичуринский” на “Элке” 115 часов. Далее, его товарищ, SaVaGe, по рассказам Панфила сделал боковички двух самолетов – борт “41” и борт “52”. Оба борта отличались бортовой живописью. В итоге я выбрал за прототип борт “41” с тигренком на носу. Панфил прислал мне фотографии этого самолета (надерганные с видео) и … работа над моделью закипела.
Сам набор от МРМ выглядит из коробки довольно неплохо, но я все же закупил для модели дополнительные наборы деталировки от СМК – кокпит, ниши, ВЗ, движок и управляющие поверхности. Эти наборы также имели детали фототравления.
Работа как обычно началась с кокпита. Окраска по фотографиям и рассказам “очевидцев” особых сложностей не составила. Как референс я использовал фотографии барнаульских элок и замечательнкую книжку по Л-39 “Albatros in Detail” и серии WWP. Кокпит без проблем “встал” в фюзеляж. Дополнительные наборы были приклеены и тщательно зашкурены. Не могу сказать, что модель потребовала большое количество шпаклевки – нет, это не Пе-2 от того же МРМ. Тут все гораздо приятнее.
Окраска производилась по фотографиям, я пытался подобрать нужные цвета смешивая различные оттенки. Сейчас уже не скажу, что с чем мешал и в каких пропорциях. Но результат мне понравился. После окраски модель была тщательно зашкурена с водичкой и отполирована. Задута лаком под декали. Декали мне не понравились. Довольно толстая основа в некоторых местах так и осталась серебриться что я только не предпринимал. К счастью, таких мест всего лишь три и два из них на нижних поверхностях.
Тигренок был перенесен с фотографий на отдельный рисунок, который затем был отрасирован “руками” в Corel Draw распечатан на струйном принтере в нужном масштабе на декальной бумаге и затем задут Microscale Liquid Decal Film.
Зная, что оранжевый цвет будет прозрачным, я решил задуть на модели участок под “тигренком” белой краской.
Результат, хоть и получился как “хасевская декаль”, меня удовлетворил. Толщина должна была в последствии сравняться несколькими слоями глянцевого лака.
“Везеринг” проводился маслянными красками и пастелью.
Следующим этапом была детализация стоек. Стойки сделаны “двигающимися” – модель чуть проседает под собственным весом. Основные стойки получили тормозные шланги. Передняя стойка в модели была довольно простоватой и поэтому все, что было видно на фотографиях, по возможности было добавленно. Стойка стала выглядеть “живее” и реалистичнее.
Поскольку у меня была масса информации по кабине, то мне очень хотелось воссоздать максимальное количество деталей, хорошо видимых невооруженным взглядом, особенно когда оба фонаря кабины открыты. В кабину были добавлены: “компас”, зеркало заднего вида, трубки системы обдува фонаря, “шторка” для полетов “вслепую” в кабину курсанта и полозки, по которым она двигается, защитное стекло между кабинами, трубки и провода за креслами обеих пилотов, механизм открытия фонарей, ручки, замки и прочие видимые детали. Фонарь кабины курсанта, например, состоит из 18 дополнительных деталей. Обратите внимание на то, что ручки открывания фонарей, когда они открыты, повернуты против хода движения самолета.
Вся эта деталировка заметно “загрузила” кокпит и сделала его гораздо более похожим на реальный.
Окончание сборки было самым нудным, ибо включало в себя приклеивание створок шасси (у них, кстати, отсутствовали петли, которые я позаимствовал из старых запасов фототравления), приклеивание “солдатиков” на носу, крыльях (по два на каждом – для шасси и закрылок), трубок Пито и трубок для снятия статики. На киле были добавлены тяга к РН и небольшое горизонтальное “оперение” хорошо видимое на фотографиях и отсутствовавшее в наборе.
Модель была задута несколькими слоями глянцевого лака Future. Борт в районе кабины и некоторые поверхности были задуты жидко разведенным матовым лаком для создания эффекта потертости.
Собирать модель я начал в январе прошлого года и вот закончил буквально неделю назад. Конечно же я прерывался и отвлекался на разные другие дела ;). В целом, сборка модели, хоть и не легкая, доставила мне удовольствие, скорее всего потому, что на прототипе моей модели летал знакомый мне человек.