Spitfire Mk.IX от ICM в 1/48

5,4K просмотры

Тип: Spitfire Mk.IX
Масштаб: 1:48
Производитель: ICM, Киев
Постройка модели
Александр Борискин

Характеристика модели:
Spitfire Mk.IX, масштаб 1:48, кат.№ 48061 , «ICM» (Украина).
Пластмассовая, литая:
белый пластик – 199 деталей
прозрачный пластик – 7 деталей.
Раскрой-внутренний.

6 вариантов, в том числе самолеты известных асов на “Спитфайрах”: Джонсона (38 побед), Скальского (24), Армстронга (12).

Все варианты окраски, кроме истребителя Скальского (тропическая схема камуфляжа – светлый, темнокоричневый и яркий синий), окрашены в камуфляж из темнозеленого, т. наз. морского серого и светлосерого цветов.

В комплект входят две ракеты (HVAR?), по две бомбы разного типа (250фунтов и ?), конформный топливный бак, деталированный двигатель и кабина, два типа законцовок и крышек портов вооружения на крыле. Имеются альтернативные варианты положения шасси, фонаря (в наборе два фонаря – “закрытый” и “открытый”) и откидной дверцы кабины.

Декаль – более 70 элементов: ОЗ, знаки побед, надписи, богатая техническая маркировка, “приборная доска”.

Это не модель, это – “Спитфайр”!

Да, именно так я решил переписать эпиграф своей старой статьи о “академовском” Мк.XIV для того, чтобы назвать эту, о модели ICM. Но для начала немного истории.

Примерно четыре года назад мне позвонил мой старый друг, товарищ “по несчастью” (копии истребителей IIWW) и попросил совета, где изыскать модель “Спита” Мк.IX, в “нашем сороквосьмом”. Я бодро пообещал перезвонить через минут пять. Потом через полчаса, к вечеру… Вечером следующего дня я сообщил ему, что из доступного многообразия (ну очень доступного и очень многообразного в то время выбора “запада”, не то, что сейчас) выбрать нечего! Как ни странно, один из самых известных истребителей, самой известной модификации почему-то не приглянулся изготовителям моделей в масштабе 1/48. Вот так дело обстояло до недавней поры. В декабре на прилавки взлетели обещанные в каталоге “ICM-2000” сразу два украинских “Спитфайра” – Mk.VII и Mk.IX. Эта фирма, как всегда, снова попала в “яблочко”.

САМОЛЕТ

Этот самолет давно стал легендой. Его имя известно не только любителям авиации. Даже сейчас практически любая добропорядочная английская домохозяйка знает, что такое “Харрикейн” и “Спитфайр”. Историю самолета поднимать не буду – о ней “Моделизм” уже писал в № 11 за 1999 год. Следует лишь заметить, что данная модификация есть ответ на появление столь “уважаемого” англичанами “убийцы Спитфайров” – творения Курта Танка – истребителя FW.190. Из огромного количества построенных “девяток ” немного повоевало и в СССР. Но к тому времени “Спит” уже не удовлетворял в полной мере условиям войны на Восточном фронте. Было признано целесообразным, учитывая неплохие высотные качества “англичанина”, использовать его как истребитель ПВО. Никаких особых успехов на этом поприще он не сыскал. Зато на Западе самолет получил большое распространение, состоял на вооружении в ВВС полмира. И, конечно, заслужил отличную репутацию. Поистине интернационален список пилотов-асов, воевавших с немцами: Дж. Джонсон – Канада, К. Грэй – Новая Зеландия, поляк С. Скальский, чех О. Смик… Очень приятно, что набор от ICM никого из них не забыл, да и шесть вариантов оформления модели дают широкий спектр выбора.

Характеристику Вы прочли? Теперь пройдемся по теме вожделения многих коллег более подробно.

МОДЕЛЬ

Примерно год прошел с момента появления другой этапной для ICM модели – МиГ-3. Просто замечательно, что очередная новинка также получилась этапной. Ну, а от семейства Яков пролегла уже дистанция огромного размера. Теперь конкретно. Начнем с приятного.

Литье в целом чистое. Внутренний раскрой не идеальный, но тонкий и ровный. Разумное членение, хорошая стыковка сопрягаемых поверхностей. Особенно понравилось решение членения “бороды” капота – просто всем фирмам образец для подражания.

Ниши и детали шасси, деталировка кабины, “мелочь” выполнены теперь на очень приличном уровне (слабое место у модели МиГа, про Яки молчу). Развита традиция этой фирмы “давать движок”. “Мерлин” выполнен несколько богаче АМ-35 у МиГа. Есть подмоторная рама, фрагменты силового каркаса (очень тоненькие!), обширная деталировка подкапотного пространства – всего более 35 деталей. За счет несложных доработок, предложенных ICM, можно сделать различную степень “распушенности” модели. Кому как нравится. Можно открыть порты вооружения, кабину. Начинка вполне это позволяет. Прозрачные детали фонаря тонкие, с аккуратно выполненным переплетом. Стойки шасси имеют ювелирно выполненные траверсы, выполненные в виде отдельных деталей.

Вообще набор имеет широкие возможности. Можно собрать разные варианты – F, LF, HF (с вооружением типа Е или С), причем разных серий ( т. наз. “ранние, средние и поздние”). Впрочем, этот набор для сборки варианта Мк.IX с вооружением С. И без того хорошая инструкция дополнена отличными проекциями (сбоку и сверху) всех перечисленных модификаций с указанием номеров деталей для соответствующей трансформации! Как говорится, к бабушке не ходи, в смысле, и чертежей-то при работе не нужно. Для подавляющего большинства собирателей из коробки информации больше чем достаточно. Вот только отчего-то вид окраски по правому борту и в инструкции, и на дне коробки есть не что иное, как простое зеркальное отражение левого! Как красится “Спитфайр” справа, смотрите на рисунке 1.

Теперь об обратной стороне медали. На наборе, что попал ко мне, есть ощутимые утяжины. Сбоку фюзеляжа поверхность “поплыла” в месте имитации силового набора. Очень неприятные “волны” у задних кромок консолей в районе элеронов (они даны отдельными деталями). Колеса основных стоек и лопасти винта попросту испорчены изрядными недоливами. Кресло пилота непропорционально широкое. Снизу щели в месте стыковки половинок стабилизатора с фюзеляжем. Крышки портов вооружения на крыле плохо укладываются туда, к тому же из-за отсутствия отбортовки проваливаются то одним боком, то другим – у “академиков” тут все было идеально. Зато порты имеют боковые стенки, чего нет у корейской модели. Верхний капот мне так и не удалось закрыть – двигатель не дал. Хотя возможно, это из-за неточного монтажа моторамы. Нет “длинных” законцовок, заявленных для варианта HF. А стандартные по толщине меньше, чем нужно.

Ну а в целом благоприятные итоги. Как только “подтянется” качество проработки мелких деталей и литья, упаковки, то модели ICM станут практически равноценны изделиям самых важных персон в мире по производству моделей. Хотя уже давно они переплюнули всех по насыщенности внутренней деталировки, точности моделей советских самолетов второй мировой. Та же Hasegawa в свое время рекламировала “Хеллкет” в масштабе 1/48: супердеталированная кабина, двигатель. Это совсем не “супер”, просто НОВО по сравнению с куда как более умеренной по цене украинской модели. Главное, чтобы ребята в Киеве не загордились и продолжали в том же духе…

СБОРКА И ОТДЕЛКА

Собрать я решил самолет Армстронга. Да, набор не для “зеленых” коллег, но и не настолько замороченный для сборки “из коробки”. Как только определены степень и технология работы, то процесс идет ровно. Это я к тому, что необходимо сразу представить уровень доработок, не говоря уже о том, что следует просто определить, какой же вариант будет собран и какая это модификация. При предложенном разработчиком таком обилии легко и запутаться. Учитывая возникшие проблемы с “закрываемостью” моторного отсека капотами, следует, естественно, делать свой “Спитфайр” либо с ними, либо без них. Хотите, чтобы было и так, и так – придется подумать, возможно, что-то попилить, сделать заново.

Всю “начинку” удобно монтировать и красить на одной половинке фюзеляжа до его склеивания, а выхлопные патрубки клеить после окраски модели. Но при этом необходимо строго контролировать положение шпангоутов: перпендикулярно поперечной оси!

Собирая двигатель, обнаружил, что деталь А14 не помещается под А36, ее пришлось примерно на миллиметр сточить по высоте. Про проблемы с законцовками, стабилизатором и люками на крыле уже написано. Законцовки я приспособил от набора “Академи” – крыло на модели “четырнадцатого” у меня “обрезанное”, щели в сестах стыка стабилизатора и фюзеляжа зашпаклевал цианакрилом, а люки портов вооружения, не торопясь, вогнал в размер.

Были (и не все ясно и теперь) вопросы по расположению антенных проводов. На “девятках”, судя по всему, антенны по бокам фюзеляжа устанавливались не всегда. Рассматривая фото, можно и не увидеть разницы. Иногда встречается антенный провод сверху, от фюзеляжной мачты. Но с ним нет вопросов – сразу понятно, есть ли он, по характерному штырю на киле. К сожалению, по копируемому самолету информации у меня не нашлось, но в [2] самолеты Скальского, Смика имеют боковые антенны, у “Спита” Джонсона их нет. И ни на одной “девятке” нет антенны сверху. Причем чем более поздний выпуск сериии, тем реже встречаются боковые “усы”. Следуя этой нехитрой логике, на моей модели есть антенны по бокам фюзеляжа.

Декаль традиционно хорошая (если не считать небольшого смещения на кокардах), теперь она приобрела более выраженную матовость. В работе требует аккуратности. Не стоит торопиться сдвигать лаковый слой – он тонкий и легко рвется. В завершении, несколько минимальных доработок, которые можно рекомендовать:

  • просверлить отверстия в шпангоутах фюзеляжа (В31,8) и всех “стволах”
  • имитировать отверстия в выхлопных патрубках
  • выполнить систему привязных ремней (изготовлены в данном случае из самостоятельно выполненной декали)
  • если фонарь открыт, то стоит изготовить рукоятку для его открывания и красный шарик аварийного сброса – отличные фото по этому узлу есть в [1]

В завершении – “макияж” из тонирования, чумазых потеков масла на брюхе и небольших сколов и потертостей краски. Это минимум, максимум определите сами.

Вот, как будто и все, уважаемые коллеги.

Список литературы

  • “Моделизм” № 11, 1999 г., плюс к этому:
  • REPLIC №67, март 1997 г.
  • World Aircraft. File 271/ Sheet 24. Flying Colors.

А.Л. Борискин, 10.01.2001 г..

Related Articles

Оставить комментарий